ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ФАКТУ ПУБЛИКАЦИИ В ГАЗЕТЕ «АЛМА-АТА ИНФО»
ВНУТРИВЕДОМСТВЕНнОЙ ПЕРЕПИСКИ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
СОДЕРЖАЩЕЙ ГРИФ «СЕКРЕТНО»

В газете «Алма-Ата ИНФО» № 31 (155) за 21-27 ноября 2008 г. опубликован материал под названием «Кто управляет нашей страной – Президент или КНБ?», в котором приведен текст двух внутриведомственных писем  Департамента Комитета национальной  безопасности по Жамбылской области от сентября 2008 г. и 24 октября 2008 г., содержащих гриф «секретно».

...Анализ опубликованного материала и приведенных в них писем  позволяет сделать следующие выводы:
…7.  Анализ опубликованных внутриведомственных писем показывает, что в них содержится информация о возбуждении уголовных дел по обвинению в уклонении от налогов в отношении должностных лиц одного из хозяйствующих объектов, субъективные оценки возможных действий одного из фигурантов, информация, основанная, видимо, на оперативно-розыскных мероприятиях в отношении судей и сотрудников прокуратуры с негативной субъективной оценкой принимаемых ими решений и просьба оказать влияние на Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с целью обеспечения ее вмешательства и оказания влияния на позицию прокуратуры области.
Очевидно, что в содержащейся в данных письмах информации нет сведений, которые можно было бы отнести к государственным секретам в военной области, в области экономики, образования, науки и техники или во внешнеполитической и внешнеэкономической области. Она также не относится к разведывательной или контрразведывательной деятельности.
Достаточно сложно отнести эту информацию и к государственным секретам в области оперативно-розыскной деятельности, поскольку в ней не содержится сведений, раскрывающих силы, средства и методы подразделений по борьбе с организованной преступностью, а также проводимых ими оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий (п. 13 ст. 14 Закона «О государственных секретах») или раскрывающих силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам, затрагивающим интересы  безопасности Республики Казахстан (п. 15 ст. 14 Закона «О государственных секретах»).
Более того, в приведенных в письмах сведениях, касающихся вмешательства органов национальной безопасности в деятельность суда и прокуратуры, можно усмотреть признаки преступления, связанного со злоупотреблением должностными полномочиями, однако, это требует специальной проверки и при установлении такого факта возбуждения уголовного дела в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
8. В соответствии со ст. 16 Закона «О государственных секретах» «засекречивание сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, и их носителей осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности… Обоснованно заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов общества, граждан и государства». Нет никакой информации о том, на основании какой экспертной оценки была установлена целесообразность засекречивания содержащихся в приведенных письмах сведений.
9. В соответствии с п. 1ст. 21 Закона «О государственных секретах» «1. На носители сведений, составляющих государственные секреты, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
- о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном государственном органе или организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
-  о государственном органе или организации, осуществивших засекречивание носителя;
- о регистрационном номере;
-  о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены».
Данная внутриведомственная переписка не содержит ссылок на соответствующий пункт перечня сведений, подлежащих засекречиванию, и дате и условиях рассекречивания данных сведений.
10. В соответствии с Указом Президента РК об утверждении Перечня должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан, правом отнесения сведений к государственным секретам в системе органов национальной безопасности обладает только Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (п. 2, таблица).
Таким образом, на основе вышеприведенного анализа можно сделать следующий общий вывод:
- в опубликованной в газете «Алма-Ата ИНФО» внутриведомственной переписке должностных лиц органов национальной безопасности не содержится сведений, отнесенных законодательством Республики Казахстан к государственным секретам;
- засекречивание сведений не осуществлено лицом, имеющим соответствующие полномочия;
- засекречивание сведений не осуществлено с процедурой, определенной действующим законодательством Республики Казахстан, а носители сведений не имеют соответствующих закону реквизитов.

Евгений ЖОВТИС,
Директор Казахстанского
международного бюро по правам человека и соблюдению законности

4 февраля 2009 г.
г. Алматы

Сайт управляется системой uCoz