12.07.2009

ПОЛИТИКА
/
РЕГИОН
/
ИНТЕРВЬЮ
/
НАМ ОТВЕЧАЮТ...
/
 

СВОБОДА СЛОВА В КАЗАХСТАНЕ
В ОПАСНОСТИ

24 июня журналисты, общественные деятели, граждане южной столицы провели в  Алматы, возле здания Национального пресс-клуба, что находится на улице Фурманова,  пикет в знак протеста против наступления власти на свободу слова. Еще накануне, 23 июня, на прошедшей пресс-конференции, лидер партии «Азат» Булат Абилов познакомил журналистов с Заявлением ряда известных в республике журналистов, политических и общественных деятелей, в котором прозвучало приглашение принять участие в акции поддержки пострадавших журналистов: «Если сегодня мы промолчим, то завтра не увидим независимых газет, не узнаем правды о том, что происходит в стране, и некому будет защитить нас от беззакония и репрессий. МЫ ДОЛЖНЫ ВМЕСТЕ ОТСТОЯТЬ СВОБОДУ СМИ!»

А отстаивать ее надо, так как ситуация в СМИ действительно крайне опасная: закрыта республиканская газета «Тасжарган», убитая тридцатимиллионным иском в защиту чести и достоинства депутата; возбуждено уголовное дело в отношение Ермурата Бапи. Газета «Свобода слова» находится под судебным прессом сразу по трем искам. В Таразе идет судебный процесс «КНБ против Рамазана Есергепова», главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо». За отправленное зрителям SMS-сообщение закрыт телеканал «АРТ» (Караганда); продолжаются электронные атаки на независимый Интернет-сайт «ZONA KZ»; блокирована электронная версия газеты «Жас Алаш». Закон о регулировании информационно-коммуникационных сетей вводит цензуру в Интернете и запрет для всех СМИ на критическое освещение  выборов,  митингов, забастовок, межнациональных отношений.
Партия «Азат» дважды подавала заявку на проведение митинга в поддержку СМИ и журналистов, но городской акимат ответил отказом под тем предлогом, что «митинг будет препятствовать нормальному функционированию городского общественного транспорта».
И вот двор и прилегающий к Национальному пресс-клубу тротуар занят пикетчиками, многие из которых надели белые повязки, символизирующие в данном случае запрет на выражение свободы слова, на реализацию конституционного права граждан.
Беседуем с теми, кто сегодня особенно тяжело и остро переживает натиск на свободу слова. Тамара Калеева, руководитель Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», возмущенно говорит: «Если нам запрещают под надуманным, смешным предлогом провести митинг, мы ищем другие возможности рассказать о том, что нас мучает: аресты журналистов, их задержание, безумные штрафы, разорение редакций газет, дикое, репрессивное законодательство, которое все ухудшается и ухудшается. Мы хотим, чтобы общество так или иначе об этом узнало. Поэтому мы пошли на сегодняшнюю акцию. Акция проводится молчаливо, иначе можно ожидать репрессивных действий со стороны власти.
- Тамара Мисхадовна, чиновники часто говорят, что в стране есть свобода слова, вот и газета под названием «Свобода слова» выходит. Она пишет практически обо всем.
- Свобода слова не означает права ходить по одной узенькой тропке, на которую указывает власть. Если у нас действительно свобода слова, это дает каждому гражданину право высказать, где и что он пожелает. Не только на площадке на окраине города, которую тоже закрывают. Свобода не может ограничиваться временем и территорией. Права других лиц мы не намерены нарушать.
- Как вы оцениваете действия правоохранительных органов, суда по отношению к Рамазану Есергепову?
- Я не знаю этого дела, но то, что его обвиняют в разглашении служебной тайны, то  я считаю это обвинение надуманным. Но каково обвинение, таков ход следствия, таков и судебный процесс.
Сергей Дуванов на вопрос, как он оценивает ситуацию, сложившуюся со свободой слова, ответил, что «свобода слова в республике пока есть, но делается все возможное, чтобы ее стало меньше: это и  постоянные нападки на газеты, новое законодательство, преследование журналистов. И то, что сегодня  здесь много полицейских, - тоже один из признаков ограничения свободы.  
Вот, пожалуйста, «свобода слова»», - показывает Сергей на создавшуюся свалку, где кто-то из представителей правоохранительных органов, а их прислали к месту проведения очень много,  начал выхватывать плакат у пикетчика, но получил отпор, кажется, со стороны пенсионеров, которым уже нечего бояться.
Пенсионерка неистово кричала: «Не имеете права!»
Петр Своик, заместитель председателя партии «Азат», считает, что приближаются важные политические события, власти готовятся к ним по-своему. Это блокирование Интернет-сайтов, судебные дела против целого ряда газет. Таковы местные способы подготовки к выборам.
Булат Абилов объяснял журналистам, что ему уже вручили бумагу с названием «Разъяснение закона», которая может позже повлечь административную ответственность за проведение несанкционированной акции. Надо полагать, протокол нарушения и вызов в суд последуют в ближайшее время. Но пока Булат Абилов еще на свободе, нам удалось задать ему вопрос:
- Булат Мукишевич, как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в республике?
- Ситуация очень плачевная, печальная и фактически, если брать по большому счету, в Казахстане не было свободы слова. С первого года независимости свобода всегда была в жестких, ежовых рукавицах. Существует прямая зависимость: чем выше цены на газ, на нефть, тем авторитарнее власть, тем меньше демократии. Так происходит во всем мире. Почему Ельцин и Назарбаев в начале девяностых пытались проводить либеральные реформы? Потому что цена на нефть тогда составляла всего 10 долларов за баррель. С конца девяностых, в начале двухтысячных годов цены зашкалили, глава правительства стал закручивать гайки. И мы видим, как бы попытку показать, что в Казахстане есть свобода слова, но государственные телеканалы, многие тысячи изданий не говорят о реальной свободе слова. Количество не переходит в качество. Когда открываешь проправительственные или даже нейтральные газеты, то читать вообще нечего. Мне непонятно, зачем переводят столько бумаги, используется для этого столько человеческих ресурсов.

Владимир Воевод

 

Сайт управляется системой uCoz