Палата представителей Конгресса США, 12 мая 2009 г.
Выступление директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения ЖОВТИСА на слушаниях в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия Конгресса США)
Господин председатель, уважаемые члены Конгресса США и Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе! Благодарю вас за возможность выступить на этих слушаниях.
Полтора года назад, в октябре 2007 года, перед тем, как странами ОБСЕ было принято решение о председательстве Казахстана в этой организации, я имел честь выступать здесь по проблемам демократического развития, верховенства закона и соблюдения прав человека в моей стране.
Многие правозащитные организации, как внутри страны, так и на международном уровне выражали тогда опасения, что это решение продиктовано в основном геополитическими, экономическими и энергетическими соображениями, и что в результате его ОБСЕ возглавит страна, которая в значительной степени не соответствует стандартам ОБСЕ в области прав человека, прежде всего политических прав и гражданских свобод.
В то же время многие тогда надеялись, что это решение и председательство Казахстана в ОБСЕ стимулируют демократический процесс в нашей стране, дадут возможность приблизить законодательство и практику к международным стандартам в области демократии и прав человека. Это было декларативно подтверждено министром иностранных дел Маратом ТАЖИНЫМ, который на сессии в Мадриде в ноябре 2007 г. обещал провести либерализацию законодательства о выборах, политических партиях и СМИ.
При этом решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ состоялось, невзирая на принятые в июле 2007 г. поправки в Конституцию и избирательное законодательство, которые усилили авторитарный характер существующего политического режима (я передаю вам сделанный нами тогда анализ этих поправок) и прошедшие в том же году парламентские выборы, в результате которых ни один представитель политической оппозиции не прошел в парламент, хотя в выборах участвовали как минимум четыре оппозиционные политические партии общей официальной численностью не менее 250 тысяч членов. Действующий парламент и все местные представительные органы власти практически полностью состоят из представителей одной партии «Нур Отан», которая по способу ее формирования, методам функционирования и масштабности пропаганды всё больше похожа на Коммунистическую партию Советского Союза.
Со времени принятия решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ, объективно говоря, властями был предпринят ряд шагов, которые можно оценивать как позитивные.
Это ратификация Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, позволяющая казахстанским гражданам обращаться в Комитет ООН по правам человека с индивидуальными жалобами.
Это ратификация Факультативного протокола к Конвенции против пыток, в соответствии с которым Казахстан в течение этого года должен создать независимую систему посещений всех мест содержания под стражей, и эта работа начала достаточно активно вестись при участии казахстанского омбудсмана.
Это сделанные властями заявления по статьям 21 и 22 Конвенции против пыток, что позволяет гражданам Казахстана обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет ООН против пыток.
Наконец, положительно можно оценить и значительно большую открытость государственных органов власти, их готовность к конструктивному сотрудничеству с неправительственными организациями, создание целого ряда консультативных органов, рабочих групп, общественных советов, в рамках которых осуществляется значительно более интенсивный диалог власти и гражданского общества.
Однако всем перечисленным мною перечень позитивных оценок исчерпывается. К сожалению, далее необходимо вести речь о серьезных озабоченностях и негативных тенденциях.
В середине прошлого года группой ведущих неправительственных правозащитных организаций Казахстана была создана коалиция «Казахстан-ОБСЕ 2010», которая осуществляет мониторинг выполнения Казахстаном своих обязательств в рамках ОБСЕ, в том числе обещаний, сделанных господином ТАЖИНЫМ на Мадридской сессии ОБСЕ. Коалиция выпустила целый ряд обзоров, последние из которых представлены вам здесь.
В конце прошлого года были приняты изменения и дополнения в законодательство о выборах, о политических партиях и СМИ, которые имели чисто декоративный и косметический характер, ничего не меняя по существу. И если поправки в законодательство о СМИ хотя бы ничего не ухудшили, то изменения законодательства о политических партиях образовали дополнительные препятствия для создания политических партий, установив двухступенчатую процедуру регистрации партий – сначала ее организационного комитета, а потом и самой политической партии. Кстати, выступая здесь в 2007 году, я приводил в пример затянувшуюся регистрацию оппозиционной партии «Алга». Так вот, через полтора года эта партия так и не зарегистрирована.
Внесенные в избирательное законодательство поправки не учли ни одно из пяти принципиальных существенных предложений оппозиционных политических партий и правозащитных организаций. В ходе проведенных весной этого года в городе Алматы выборов в местные органы представительной власти выяснилось, что все кандидаты от оппозиции по совершенно надуманным и произвольным основаниям не были даже зарегистрированы кандидатами.
В конце прошлого года парламент Казахстана принял противоречащие всем основным стандартам ОБСЕ поправки в Закон о религии. Позднее они были признаны Конституционным советом РК неконституционными, однако их основные идеи реализуются на практике. На протяжении всего прошлого и начала этого года по всей стране осуществляются рейды сотрудников органов национальной безопасности и правоохранительных органов на молитвенные собрания небольших религиозных общин, в том числе и в частных домах, из страны десятками выдворяются иностранные миссионеры на основании весьма произвольно интерпретируемых и антидемократических процедур их аккредитации.
В начале этого года два месяца провела в местах содержания под стражей проповедница Церкви Объединения гражданка России Елизавета ДРЕНИЧЕВА, которую на основании совершенно безграмотной экспертизы обвинили в разжигании розни по принадлежности к роду человеческому (так и написано в приговоре!) и приговорили к двум годам лишению свободы (потом было заменено денежным штрафом). При этом суд не принял во внимание пять других экспертиз, включая три экспертизы независимых казахстанских экспертов и две экспертизы ведущих американских специалистов-религиоведов – профессоров J.Gordon Melton и James T.Richardson, которые полностью опровергли заключение единственного казахстанского эксперта, привлеченного Комитетом национальной безопасности.
В конце января этого года независимая газета «Тасжарган» была оштрафована на 20.000 долларов США за публикацию критической статьи в отношении одного депутата парламента. Суд второй инстанции по апелляции газеты не только не отменил и не уменьшил, но даже наоборот, увеличил эту сумму до 200.000 долларов США, что практически привело к ее закрытию газеты в конце апреля этого года.
С начала января этого года находится под стражей главный редактор независимой газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан ЕСЕРГЕПОВ, которого обвиняют в разглашении государственных секретов, выразившемся в публикации внутреннего письма регионального подразделения Комитета национальной безопасности. Однако это письмо не содержало никаких секретов, кроме информации о том, что органы национальной безопасности вмешиваются в деятельность прокуратуры и суда по одному конкретному уголовному делу.
В городе Алматы завершается уголовный процесс по обвинению трех лидеров оппозиции и общественных деятелей в укрывательстве преступления, выразившемся в подписании ими в 2005 году писем в поддержку казахстанских граждан, ходатайствовавших о политическом убежище в Украине. В Казахстане этих граждан обвиняли в совершении преступлений, однако в Украине они в полном соответствии с законодательством этой страны признаны беженцами. Зато в Казахстане общественным деятелям, выразившим в письменной форме свою точку зрения о политическом характере преследований этих людей и сомнения в справедливости судебного процесса в отношении их в Казахстане, грозит до двух лет лишения свободы якобы за укрывательство преступлений.
Можно также добавить рассматривающийся в парламенте проект закона о регулировании Интернета, который поставит казахстанский сегмент Всемирной сети под полный контроль властей, очень похожий на цензуру. Граждане Казахстана практически лишены права на мирные собрания, поскольку, за редким исключением, все заявки общественных организаций и оппозиционных политических партий отклоняются властями под надуманными предлогами.
Из-за недостатка времени я перечислил лишь ряд проблем и конкретных случаев, связанных с нарушениями прав человека, которые имеют и системный, и практический характер.
До того момента, как Казахстан займет место председателя ОБСЕ, осталось чуть больше полугода. И сейчас ответственность за процессы демократизации, обеспечения верховенства закона и соблюдения прав человека в определенной мере несут все страны, которые принимали это решение. И надеюсь, что осознание этой ответственности позволит оказать позитивное влияние на улучшение ситуации.
Спасибо за внимание.
|