12.07.2009

ПОЛИТИКА
/
РЕГИОН
/
ИНТЕРВЬЮ
/
НАМ ОТВЕЧАЮТ...
/
 

Общественный интерес должен иметьприоритет перед секретами

19 июня 2009 г. в судебном заседании по делу Р.Есергепова и других выступил Е.Жовтис – специалист, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Евгений Жовтис обладает высшим юридическим образованием, с 2001 года имеет лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, является членом Экспертного совета Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, конституционным экспертом и в ряде случаев по запросу Конституционного совета давал правовые заключения по проектам законов, рассматриваемых Конституционным советом на предмет соответствия Конституции РК.
Наконец, он является экспертом по вопросам международного права в области прав и свобод человека, членом Экспертного совета по свободе мирных собраний Бюро по правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Показания Е.Жовтиса в ходе судебного разбирательства состояли из двух частей:
- показания по существу данного Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности заключения от 4 февраля 2009 г. по факту публикации в газете «Алма-Ата ИНФО» внутриведомственной переписки органов национальной безопасности, содержащей гриф «секретно»;
- применение международных договоров по правам человека, ратифицированных Республикой Казахстан, при рассмотрении дел, связанных с защитой фундаментальных прав человека, в том числе права на свободу слова, получения и распространения информации.
Так как заключение КМБ по правам человека и соблюдению законности было опубликовано в газете «Алма-Ата ИНФО» №1(157) от 18.02.2009 г., мы познакомим читателей со второй частью выступления специалиста на суде.

1. 28 ноября 2005 г. Республика Казахстан ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах, согласно статье 19 которого:
«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
2. Согласно пункту 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан»: «В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Республики Казахстан и признанными республикой нормами международного права. Республика Казахстан обязуется обеспечивать всем находящимся на ее территории и под ее юрисдикцией лицам защиту прав и свобод в соответствии с Конституцией и принятыми международными обязательствами».
Согласно пункту 11 Нормативного постановления «В необходимых случаях суды должны руководствоваться нормами Международного пакта о гражданских и политических правах … для обеспечения выполнения обязательств Республики Казахстан как участника указанного международного пакта».
При этом, как следует из пункта 16 Нормативного постановления «В случае возникновения вопросов, требующих разъяснения технико-юридического характера при применении и толковании норм международного договора Республики Казахстан, следует использовать акты и решения международных организаций, членом которых является Республика Казахстан.
3. Необходимо учитывать, что международные стандарты в области прав человека содержатся не только в самих ратифицированных международных договорах, но и в ряде вспомогательных документов, принятых в рамках международных организаций (ООН, ОБСЕ), членом которых является Республика Казахстан.
Одним из таких документов являются подготовленные группой экспертов из 36 стран в 1995 году и широко используемые Иоханнесбургские принципы «Национальная безопасность, свобода выражения мнения и доступ к информации».
Согласно изложенному в этом документе Принципу 12 «Государство не может категорически отказывать в доступе ко всей информации, относящейся к национальной безопасности. Конкретные и узко ограниченные категории информации, которые необходимо оставлять закрытыми в законных интересах национальной безопасности, должны быть предусмотрены в законе».
Согласно Принципу 13 «Во всех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, общественный интерес к получению этой информации должен быть предусмотрен как приоритетный».
Наконец, согласно Принципу 15. Общее правило раскрытия секретной информации: «Никто не может быть наказан под предлогом защиты национальной безопасности за раскрытие информации, если:
(1) это раскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не может причинить ущерб законным интересам национальной безопасности;
(2) общественный интерес к получению этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия».
То есть при определении того, виновно или невиновно то или иное лицо (в том числе и журналист) в разглашении государственных секретов (помимо того, что должно быть бесспорно установлено, что распространенные сведения относятся к государственным секретам) необходимо оценивать два конкурирующих права (интереса): право на получение и распространение информации (особенно вызывающей общественный интерес) и государственный интерес в защите государственных секретов (государственной тайны).
4. Именно этими соображениями руководствуется Комитет ООН по правам человека при рассмотрении индивидуальных жалоб на нарушение права, закрепленного в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП)...
5. Необходимо также обращаться, в соответствии с пунктом 16 Нормативного постановления Верховного суда от 10 июля 2008 г., к международной и зарубежной судебной практике, касающейся применения соответствующего международного договора по правам человека.
...
11. Согласно сделанным в исследовании выводам, каждая страна обладает сведениями, касающимися национальной безопасности, которые требуют защиты, и устанавливает процедуры, определяющие защиту этих сведений. При этом существует конфликт между секретностью этих сведений и журналистами, пытающимися получить и опубликовать информацию, имеющую общественный интерес. Широкие ограничения в доступе к информации по причинам секретности вызывают серьезные опасения, что национальная безопасность используется для нарушения основных прав человека.
Излишняя секретность имеет ряд негативных эффектов:
- она может подорвать общественное доверие и содействовать распространению теорий заговора. Предоставление информации органами национальной безопасности может в этом случае вызывать сомнения в том, что предоставляется вся информация, а не ее часть и не преследуются определенные цели путем сокрытия всей правды.
- она также может приводить к сокрытию преступлений, некомпетентности и коррупции;
- наконец, излишняя секретность может приводить к снижению уровня защиты действительно важной информации. Системы и процедуры защиты игнорируются, и неформальные утечки информации становятся все более обычными. Судья Верховного суда США Поттер Стюарт отметил в решении по делу о «Документах Пентагона»: «Когда все засекречено, тогда ничего не засекречено, и тогда система защиты не соблюдается из-за циничного или халатного отношения, и ею можно манипулировать тем, кому самим нужна защита, или кто таким образом делает карьеру».
12. Обратимся к ряду примеров судебной практики стран-членов ОБСЕ по подобного рода делам:
Дания: Двое журналистов и редактор газеты «Berlingske Tidende» были привлечены к уголовной ответственности в ноябре 2006 г. в соответствии с Уголовным кодексом Дании после утечки и публикации материалов Министерства обороны. Суд оправдал их, указав, что публикуя эту информацию, они действовали, исходя из общественного интереса.
Германия: В марте 2006 года двое журналистов были привлечены к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Германии за приведение цитаты из документа Департамента уголовных расследований. В июле 2006 г. Потсдамский суд отказал в проведении судебного разбирательства. Главный редактор газеты «Cicero» был также привлечен к ответственности и оштрафован на 1000 евро, однако отверг наличие какой-либо ответственности в связи с уплатой штрафа. В феврале 2007 г. Конституционный суд Германии установил, что обыск в помещениях газеты «Cicero», осуществленный полицией в связи с публикацией государственных секретов, был неконституционным.
Венгрия: В ноябре 2004 года Рита Шик, журналистка газеты «Nepszava», была привлечена к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Венгрии за публикацию статьи, в которой приводились выдержки из документа полиции, касающегося расследования в отношении одного из депутатов парламента. Она была оправдана в ноябре 2005 года Будапештским муниципальным судом, который признал, что документ был незаконно засекречен. Решение было оставлено в силе апелляционным судом в мае 2006 года.
Нидерланды: Репортер Петер де Врес был привлечен к уголовной ответственности в декабре 2005 года в соответствии с Уголовным кодексом Нидерландов после того, как он в своем шоу на телевидении раскрыл информацию на двух компакт-дисках, оставленных сотрудником службы безопасности в арендованной машине. В феврале 2006 года прокурор заявил, что уголовного преследования не будет.
13. Важность общественного интереса к сведениям, пусть даже и содержащим государственные секреты, в последние годы получила свое отражение в законах целого ряда стран – членов ОБСЕ.
В Австрии раскрытие информации, содержащей государственные секреты, не является преступлением, если в этом есть оправданный общественный или частный интерес.
Так, Уголовный кодекс Словении допускает публикацию государственных секретов, если «целью является раскрытие для общества нарушений в организации, деятельности и управлении того или иного государственного органа… при условии, что это не приводит к нанесению вреда государству».
В Черногории в соответствии со статьей 171(2) Уголовного кодекса «Никто, кто раскрывает государственный секрет и интересах общества или личности, которые имеют большую значимость, чей интерес в сохранении секрета, не может быть наказан за такое действие…».
В Люксембурге не существует наказания, если раскрытие государственных секретов не имело заведомого намерения нанести ущерб государственной безопасности.
В Молдове в статье 7(5) Закона о доступе к информации установлено: «Никто не может быть привлечен к ответственности за то, что он или она распространили информацию ограниченного доступа, если раскрытие этой информации не нанесло ущерб или не могло нанести ущерб законным интересам, связанным с национальной безопасностью или если общественный интерес в раскрытии этой информации существеннее, чем ущерб, который может быть нанесен ее распространением».
Наконец, в Грузии согласно Закону о свободе слова и выражения те, кто раскрывает государственные секреты, не подлежат ответственности «если целью раскрытия секретов является защита законных интересов общества и если защищаемые ценности существеннее наносимого ущерба».
Таким образом, международное право в области прав человека и международная и зарубежная, в том числе судебная, практика в области защиты свободы получения и распространения информации в связи с разглашением государственных секретов идет по пути признания наличия общественного интереса в раскрытии информации при условии отсутствия конкретного ущерба государству или интересам национальной безопасности и/или когда общественный интерес раскрытия государственных секретов существеннее вреда, наносимого интересам сохранения этих сведений в тайне.
Установление этого - обязанность судов общей юрисдикции или конституционных судов, применяющих нормы уголовного законодательства и законодательства о государственных секретах с учетом норм и принципов международного права, международных договоров, ратифицированных государством, международной практики и решений наднациональных международных учреждений по правам человека.

Евгений ЖОВТИС,
директор Казахстанского международного
бюро по правам человека и соблюдению законности
г. Тараз, 19 июня 2009 г.

г. Алматы, 25 июня 2009 г.

 

Сайт управляется системой uCoz