№ 22 (146) 19 - 25 сентября 2008 г.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА КОНТАКТЫ АРХИВ
/ /  

РОССИЯ И КАЗАХСТАН ИМЕЮТ ЕДИНЫЕ ПОЗИЦИИ
ПО КЛЮЧЕВЫМ ВОПРОСАМ

Война между Грузией и Южной Осетией, на стороне которой выступила Россия, нашла отзвук во всех уголках мира. Одно время в СМИ усиленно муссировался слух, будто бы Россия проиграла информационную войну. Страну, спасшую от изгнания с территории и истребления малый народ, обвиняли многие западные политики, не вникая в суть конфликта. Однако спокойные, уверенные действия России по урегулированию конфликта нашли понимание в странах Европы и даже в США, где все еще пугают нашего великого соседа, но, наконец, признали, что агрессию начала Грузия. Она и получила отпор.
Наш корреспондент Владимир Воевод задал несколько вопросов по актуальным проблемам, вызванным к реальности военным конфликтом, Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Казахстане Михаилу Бочарникову.

- Какая-то часть интеллигенции в Казахстане считает, что Россия может при определенных условиях расширяться за счет территорий бывшего СССР, в том числе за счет северных регионов Казахстана. Что вы могли бы сказать по данному поводу?

- Прежде всего, я призываю упомянутую часть интеллигенции не ставить на одну доску положение в Казахстане, который проводит политику, направленную на поддержание и укрепление межнационального согласия, и ситуацию в Грузии, где грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты создавали постоянный очаг нестабильности и напряженности. В рамках ведущих международных организаций Россия на протяжении многих лет прилагала немалые усилия для разрешения этих конфликтов с учетом интересов всех сторон:  и Грузии, и Абхазии, и Южной Осетии, через осуществление, прежде всего, мер доверия как важнейшей предпосылки последующего политического урегулирования. К сожалению, военная агрессия Грузии, начатая в ночь на 8 августа 2008 года, поставила жирный крест на попытках найти компромисс.
В отношениях же России и Казахстана, как не раз подчеркивали президенты наших стран, нет никаких проблем, которые не могли бы быть решены путем конструктивного диалога. Наше взаимодействие является примером для других стран. Двусторонние отношения России и Казахстана имеют солидную договорно-правовую базу, в частности, подписан договор о государственной границе, демаркация которой идет в настоящее время. На международной арене мы выступаем с единых позиций по всем ключевым вопросам, в том числе и по ситуации в Закавказье, как о том свидетельствуют итоги сессий руководящих органов Организации договора о коллективной безопасности, состоявшихся в Москве 4-5 сентября с.г. Поэтому те предположения, которые содержатся в Вашем вопросе, не имеют под собой оснований, и интеллигенция может быть спокойна.

- Намерено ли руководство России прибегать к помощи Казахстана, когда он возглавит ОБСЕ, чтобы урегулировать ситуацию на Кавказе?

- Давайте сначала дождемся того, как будет складываться ситуация на Кавказе к 2010 году. Вполне естественно, что Россия будет взаимодействовать с Казахстаном как председателем авторитетной международной организации по всем вопросам, включая урегулирование конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. У наших стран уже накопился огромный опыт сотрудничества в рамках действующих международных организаций, в том числе ООН, ОБСЕ, СНГ, Евр­АзЭС, ОДКБ, ШОС, СВМДА. Уверен, что, возглавив ОБСЕ, Казахстан внесет достойный вклад в развитие этой организации и будет оставаться надежным партнером России в решении актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом.

- Известно, что  руководители стран Европы и США осуждают Россию за военные действия по защите вновь созданных республик, акцентируя внимание на нерушимости принципа территориальной целостности государств. Как вы можете это прокомментировать?

- Россия должна была защитить своих миротворцев и мирных жителей Южной Осетии, многие из которых являются нашими согражданами. Как еще мы должны были действовать, когда в ночь на 8 августа на российские миротворческие посты и на Цхинвал обрушился военный удар с применением систем залпового огня, танков и другой тяжелой техники грузинской армии? Как должны мы были поступать, когда даже грузинские военнослужащие из состава Смешанных сил по поддержанию мира повернули оружие против наших миротворцев, с которыми они должны были вместе выполнять задачи в зоне грузино-осетинского конфликта? Иных методов, кроме военных, когда гибли люди, просто не существовало. Россия действовала в полном соответствии с тем международным миротворческим мандатом, которым она была наделена, и осуществила операцию по принуждению к миру в соответствии с международным правом.
В заявлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии говорится, что это решение принято с учетом волеизъявления осетинского и абхазского народов. Оно основано на положениях Устава ООН, Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 года, а также на других основополагающих международных документах.
Что касается критиков России, то напомню: когда на Западе посчитали выгодным для своих интересов признать независимость Косово, отделенного от Сербии путем войны, это было сделано без оглядки на международное право.

- Какие международные акты нарушила Грузия, напав на Южную Осетию и готовясь напасть на Абхазию? Почему, на Ваш взгляд, страны Европы и США, как правило, умалчивают об агрессии Грузии, но акцентируют внимание на России, ее военных действиях?

- Давайте говорить конкретно. В отношении Южной Осетии Грузия нарушила подписанные ею Соглашение 1992 года о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта и Меморандум 1996 года о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте (принятый, кстати, при посредничестве ОБСЕ, России и Северной Осетии).
В отношении Абхазии еще в 2006 году, введя войска в верхнюю часть Кодорского ущелья, Грузия нарушила опять-таки подписанное ею Московское, 1994 года, соглашение о прекращении огня и разъединении сил, за что была подвергнута осуждению Советом Безопасности ООН. Сейчас, если бы ей удалось реализовать свои планы нападения на Абхазию, она полностью попрала бы это соглашение. 
Таким образом, грузинское руководство перечеркнуло не только договорную базу и миротворческие механизмы, признанные ООН, ОБСЕ и СНГ, но и фундаментальные нормы международного права, обязывающие отказываться от применения силы при разрешении спорных вопросов. Однако многие западные политики и СМИ удивительным образом закрывают глаза на развязанную Тбилиси агрессию. В западных СМИ вообще была организована информационная блокада этого факта. Попытки же переложить на нас вину за произошедшие трагические события, реанимация образа «враждебной России» в духе давно неактуальных штампов холодной войны объясняются, очевидно, историческим неприятием роли нашей страны в мировой политике и собственными замыслами в отношении Кавказа.

- Как отразился на положении Южной Осетии и Абхазии тот факт, что Грузия при выходе из СССР не провела референдум по вопросу, желают ли автономии оставаться в составе Грузии? Не связан ли отказ руководства Грузии  в тот период от референдума с тем, что осетины и абхазы стали получать российские паспорта?

- Вы совершенно правы в том, что согласно законодательству Советского Союза Грузинская ССР, выходя из состава единого государства, должна была предоставить право на самоопределение всем своим  автономиям. Однако этого не случилось. Напротив, Грузия объявила себя унитарным государством и лишила Южную Осетию и Абхазию автономного статуса. Более того, грузинское руководство пыталось подавить протестные настроения Цхинвала и Сухума при помощи военных средств. Это привело соответственно к двум конфликтам в форме межнациональных столкновений, которые удалось остановить лишь после вмешательства международного сообщества. Референдумы, проведенные в Абхазии и Южной Осетии, показали, что подавляющее большинство населения этих республик желает независимости.
Безусловно, нарушение Грузией процедуры выхода из СССР является одним из важных юридических моментов, на которые опиралась Россия, принимая решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Что касается второй части вопроса, то в ней неверно сформулирована причинно-следственная связь. Попытки Грузии «ассимилировать» Абхазию и Южную Осетию предпринимались до распада СССР, когда российских паспортов не существовало в принципе. Уже после этого распада и после конфликтов начала 90-х годов действия официального Тбилиси, отказывавшегося взять на себя юридическое обязательство о неприменении силы и регулярно нарушавшего достигнутые международные договоренности, заставили народы Абхазии и Южной Осетии искать защиты у России, традиционно игравшей стабилизирующую роль на Кавказе. Российское гражданство стало рассматриваться абхазами и осетинами в качестве гарантии такой защиты. Мы, со своей стороны, не имели морального права обрекать народы Абхазии и Южной Осетии на уничтожение, а события, начавшиеся 8 августа, показали, что именно такая участь им была уготована.

- Считаете ли Вы, что политика, проводимая российскими руководителями, знакомство западных политиков с разрушениями в Цхинвале меняют мнение западных политиков о конфликте?

- Конечно. Это видно в первую очередь по изменению тональности высказываний многих западных политиков. Даже в американских и английских СМИ ширится понимание ошибочности оправдания безответственных шагов грузинского руководства, усиливаются призывы отказаться от сворачивания сотрудничества с нашей страной. Показательно, что  экстренный саммит ЕС по кризису на Кавказе показал осознание европейцами неконструктивности разрушения взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной ради оправдания противоправной военной акции Тбилиси. Более того, руководящие органы ЕС ищут совместно с Россией путей разрядки ситуации, как показывают договоренности «Медведев – Саркози».  
Мы обязательно будем и дальше проводить активную работу по доведению до международных представителей правды о случившемся в Южной Осетии. В эту деятельность большой вклад вносят контакты Президента России со своими коллегами, наше Правительство, МИД, Генштаб, Генпрокуратура и другие ведомства. Думаю, эти усилия будут способствовать пониманию того, что Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии в сложной и трагической ситуации, приняла единственно правильное решение.


 

.
Интервью

 

 

Сайт управляется системой uCoz