№ 22 (146) 19 - 25 сентября 2008 г.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА КОНТАКТЫ АРХИВ
/ /  

Чьими нитками шилось дело?

Заказ был на старшего, а сидит младший. Согласно Основному закону страны последней инстанцией для восстановления справедливости является суд. Выше суда ничего нет! Это  если по писаным законам, а если по понятиям сильных мира сего, то суд можно и заказать, смонтировав дело  на основе белых ниток. И хорошо, если судья окажется на высоте и будет подчиняться только закону, а если и судья  дрогнет перед теми, кому важно, чтобы рассмотрение дела закончилось суровым приговором?
Судебное расследование по обвинению Игоря Усатова, Мейрама Гамарова и Александра Трифонова началось еще в январе нынешнего года. Все подсудимые – бывшие руководители ТОО «Караганды Нан». Все названные граждане обвиняются ни много ни мало в контрабанде. Обвиняемые якобы завозили сырье для производства полиэтиленовых емкостей под заводскую продукцию по одним ценам, а покупали по заниженным, чтобы как можно меньше платить налогов. Ну, гребли деньги лопатой. Хотя даже не лопатой, а…
На дворе уже сентябрь, а до вынесения приговора, говорят, еще не меньше пары месяцев. Действительно ли дело такое сложное и запутанное, что в нем быстро не разобраться? Скажем прямо, дело не из простых и судье приходится, чтобы докопаться до истины, задавать очень много дополнительных вопросов. И не только свидетелям, но и представителям стороны обвинения. 
Первой фазой разбирательства было заслушивание свидетелей от таможни. Однако ни один из них не подтвердил ни одного факта завоза контрабандного сырья. Дело начинало сыпаться. Однако  сторона обвинения держала себя уверенно: мол, подождите, привезем «закрытых свидетелей» и все пойдет как надо. Одного из таких допросили. Он подтвердил свои показания о контрабандных проделках подсудимых. Допрашивали его без участия адвокатов. Обвинение взбодрилось: наша берет! Однако на втором допросе «закрытый свидетель» от своих обвинительных показаний отказался практически полностью.
А еще до этого скандального провала  случился казус и с основной свидетельницей обвинения Спатаевой. Это она давала предварительному следствию показания о том, что деньги на «Караганды-Нан» таскали «целыми ящиками». Это была, мол, выручка от контрабанды. Что интересно, так это то, что Спатаева призналась в торговле заводской продукцией. Занималась она этим делом вместе с московскими товарищами. Кто такая Спатаева? Она владела рядом фирм, занимавшихся обналичиванием. Но поскольку дама явилась в правоохранительные органы добровольно и очень сильно раскаялась в своих темных финансовых делишках, то стала свидетелем. Но и она преподнесла сюрприз стороне обвинения. В ходе последующих допросов на суде отказалась от своих показаний и заявила, что Игоря Усатова, Мейрама Гамарова и Александра Трифонова она не знает. Делишками своими она занималась с москвичами. Дело затрещало еще больше! Всплыло многое из показаний, чего в томах предварительного следствия нет. На вопрос судьи: «Почему же вы этого не говорили на предварительном следствии?» - последовал ответ: «Мы говорили, но почему это не зафиксировано, не знаем».
Действительно, откуда им знать всю подноготную заказного дела? Им  ведь многое не было известно. Например, тот факт, что дело против Николая Усатова было заказано из Москвы неким Шахраем, который сейчас сидит в Лефортово за участие в организации убийства заместителя директора российского Центробанка Козлова. Это с его подачи высокие чины из МВД стали «шить» дело на владельца «Караганды-Нан». Полковник Садыков, чтобы закрыть дело, попросил у Игоря Усатова 300 тысяч зеленых. Когда получал первую половину, то был взят, как говорится,  с поличным работниками КНБ. Уже получил большой срок. Но дело его все еще живет. Живет в районном суде №2 Караганды. Как видите, и заказчик, и исполнитель воли заказчика оказались за решеткой. Бывают же совпадения! Кстати, на суде полковник признал, что заказчиком дела «были москвичи». Как видите, не совсем обыкновенные. Это зафиксировано адвокатами.
О деле Козлова, его убийстве подробно рассказала «Новая газета». Так вот там есть интересное признание начальника киллеров Погоржевского о том, что у него был еще один заказ на карагандинского бизнесмена, который вроде бы «кинул» Шахрая на большие деньги. Не будь банда киллеров и заказчиков повязана милицией Москвы и Генпрокуратурой, пожалуй, не дожил бы до инфаркта Николай Усатов.
Когда все это узнаешь, невольно приходишь к мысли, что суду приходится разбираться в материалах по сути своей заказного дела. Отсюда, наверное, в нем столько провалов, нестыковок в показаниях свидетелей, отказ свидетелей обвинения от своих первоначальных показаний, которые, что хорошо всем известно, нередко очень ненавязчиво подсказываются следователями. Кстати, из Москвы никакие свидетели пока не приезжали.
Явка с повинной и нужные показания Спатаевой рухнули. «3акрытый свидетель», о котором много говорили до его допроса, тоже отказался от своих прежних показаний. Трудно сказать, что есть еще за пазухой у стороны обвинения, чтобы дело завершилось нужным заказчикам приговором. И их исполнителям. Подсудимые своей вины не признают. Признает ли их виновными суд, покажет время.

Владимир АРТЕМЕНКО,
г. Караганда

.

 

 

Сайт управляется системой uCoz