ИЗ КАЗАХСТАНА ВЫТЕСНЯЮТ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ?

Известно, что в мажилисе прошло второе чтение поправок в законодательство  о свободе вероисповедания. Следует заметить, что уже проект этих поправок вызвал много различных толков и неоднозначных суждений. Поскольку обо всех перипетиях хорошо осведомлена председатель Хельсинкского Алматинского отделения Нинель Фокина, мы обратились к ней с просьбой прокомментировать некоторые аспекты актуальных на сегодня религиозных проблем.

 

№ 24 (148) 3 - 9 октября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

 

 

 

 

 

-           Нинель Константиновна, что новенького  о свободе совести  вы узнали в Астане?
-          Мы, представители общественности,  присутствовали при обсуждении проекта закона о религии, но при этом заранее договорились, что наше участие ограничится наблюдением, и что мы только выскажем свою позицию. А позиция наша состояла и состоит в том, что  предложения по улучшению закона бессмысленно вносить, так как данный вариант закона неприемлем в принципе. Проект закона они назвали так: «О внесении дополнений и изменений в действующее законодательство по вопросам вероисповедания и религиозных объединений». Фактически депутаты делают концептуально новый закон.
-           Почему вы так считаете?
-          Из 25 статей действующего закона около 10  в новой редакции, кроме того, почти столько же дополнительных. Остальные статьи подверглись коренной переработке. Неприемлем закон потому, что совершенно не отвечает требованиям нашей Конституции, статьям 22-й, 29-й и прочим. Например, Конституция запрещает дискриминацию, а мы насчитали 20 дискриминационных положений. В Конституции говорится, что международное право является частью нашего действующего права и имеет приоритет перед республиканскими законами. Закон, не соответствующий международному праву, не может быть принят.  А 40 ограничений и запретов, которые введены в этот закон,  не соответствуют ни нашим обязательствам перед ОБСЕ, ни Международному пакту о гражданских и политических правах. Мы написали свое заключение на 60 страницах, к нему сделали приложение на 40 страницах и раздали депутатам. Я приведу парочку примеров.
-           Неплохо бы.
-          Восемнадцатая статья Международного пакта и Венский документ, в которых расписаны обязательства государств, то есть то, что понимается под свободой совести и религий, что включает в себя это понятие. Входит туда и право производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы, материалы, связанные с религиозными обрядами, обычаями и убеждениями.
Что предлагается в законе? Я сказала бы, что закон разделил всех верующих на агнцев и козлищ. Если хочешь существовать в форме религиозного объединения, то есть юридического лица, и обладать полнотой прав, тебе нужно не десять, как сейчас, а пятьдесят учредителей. Норму увеличили, хотя по международным нормам право исповедовать религию не должно зависеть от государства. А религиозным людям в данном случае  говорят: если вы хотите иметь пакет всех прав, то пройдите регистрацию. Не хочешь – не проходи, но тогда тебе не будет разрешено то-то, то-то и то-то. То есть не будет разрешено все то, что входит в основной пакет прав.
Что касается владения материалами, связанными с религиозными обрядами, то религиозным группам это все запрещено. Им нельзя будет приобретать помещение и устанавливать место для богослужения, нельзя проповедовать, вести миссионерскую деятельность, распространять литературу. Им по закону разрешается в своем кругу собираться и проводить молитвенные собрания и только в помещениях, принадлежащих членам группы. И то с разрешения проживающих рядом соседей. Практически им почти ничего не разрешено: в квартире много не соберешь, разрешения соседей не получишь и т.д. Того, кто не записан в объединении, не пригласишь.
Ввели также институт религиоведческой экспертизы на литературу, учредительные документы, на предметы религиозного назначения. Выпускать все это можно только с одобрения Комитета по делам религии. Что такое религиоведческая экспертиза, по требованию которой проводится экспертиза, а потом дается разрешение или отказ? Это настоящая цензура, но она запрещена Конституцией. Кроме того, что цензура запрещена, это еще и дискриминация по религиозному признаку. Если я напишу книгу о кактусах, то эту книгу  смогу издать, договорившись с издателем.  Даже порнографический роман никто предварительно проверять не будет. Но если я напишу книгу  том, как я понимаю Библию, я должна бежать в Комитет по религиям, тот отдаст книгу на экспертизу, а потом даст разрешение или нет. Почему права религиозного человека ущемляются по сравнению с другими?
Согласно международному праву это недопустимый запрет.
-           Не связано ли это с предложениями, которые раздаются в последнее время – с желанием отдельных политиков оставить в Казахстане только традиционные религии?
-          Новый закон – это как раз инструмент к данному процессу. Процесс пошел. Мы об этом как раз и говорим. Когда закон примут, религиозные объединения должны будут пройти перерегистрацию. А им выкатывают такие требования, что выполнить их невозможно. Как, допустим, мечеть, в которой двадцать прихожан, может зарегистрировать пятьдесят человек? Их просто нет в ауле. Закон создаст такие условия, что многие, прежде всего, нетрадиционные  религиозные объединения отсеются.
В газете «Республика» был на днях опубликован прелюбопытный документ. Это часть стенограммы совещания в Администрации президента по вопросам внутренней политики. А именно выступление, как я понимаю,  заместителя главы Администрации президента  Ашимбаева, где он участникам совещания указал на пять основных направлений, на цель действий и пути достижения цели. Так вот в области религии, о чем  прямым текстом говорится, через год при новом законе те религиозные объединения, которые не устраивают власть, уберут. Кого-то оставят, а кого-то уберут. То есть получается, что новый закон – это инструмент для большой чистки. Там есть и о политике в области СМИ. Предлагается контролировать Интернет, воспитывать в массовом сознании готовность объединяться вокруг главы государства и работать на позитивный облик страны и т.д. Все должно делаться без шума, то есть под одеялом, под столом.
-           Когда вы ожидаете появления этого закона?
-          Согласно процедуре закон направлен в сенат, там он пробудет от семи до десяти дней. В сенате его могут рассмотреть в таком же пожарном порядке, как в мажилисе, и согласиться с ним. Но сенат не может отклонить концептуально принятый  закон. Скорее всего, он его примет. Этот закон, на мой взгляд, – прямой заказ из Администрации президента. Далее он поступает к президенту. Возможно, закон будет отправлен в Конституционный совет, но, скорее всего, все будет закончено до конца декабря. 
-           Что вы ожидаете как специалист после запуска закона в действие? Что может произойти в наших религиозных объединениях?
-          Хуже того, что есть, не произойдет. Сейчас все происходит таким образом, как будто такой закон уже действует. Нежелательные религии лишатся своих центров. Уже сейчас за проведение собраний в частных домах свидетелей Иеговы штрафуют. Основанием становится то, что собрание проводится не по месту регистрации объединения.
Сейчас идет массовое наступление на свидетелей Иеговы, особенно в Южном Казахстане. Давно идет наступление на баптистов. Сейчас пошло гонение на церкви пятидесятников (протестантов), такие как «Новая жизнь»…
Активно идет процесс по отъему религиозной собственности: ее отобрали у кришнаитов. Отбирают у других. В настоящее время ведут судебные споры за собственность  церковь евангельских христиан-баптистов «Всенародная»,  Алматинская пресвитерианская церковь «КВИНС», методистская церковь и другие. В Алматинской области шести церквам выкатили иски. Как это делается? Все идет по накатанной схеме: требуют признать акты местной власти о выделении земли, приобретении имущества недействительными, а потом, добившись желаемого,  возвращают его в прежнюю собственность. Имущество религиозные объединения получали брошенное, разваленное, превратили  все в конфетки, теперь у них  отнимают. Такой процесс отъема идет по всем областям страны.
За административное нарушение приостанавливается деятельность религиозных объединений. В понимании правоохранительных органов это означает, что люди должны прекратить молиться, но они не могут этого сделать.  Тогда за повторное нарушение их закрывают. Фактически людей наказывают не за то, что они нарушают чьи-то права, нанесли кому-то вред: им запрещают делать то, что составляет часть их прав на свободу вероисповедания. Наказывают их сразу камнем по башке: штраф, приостановление деятельности, при повторном нарушении – запрет.
За что могут наказать? Скажем, есть такая норма, согласно которой несовершеннолетним нельзя посещать религиозные собрания без разрешения их родителей. За это налагается штраф по КоАП на руководителя объединения, на само религиозное объединение. Приостанавливается их деятельность на полгода. При вторичном нарушении деятельность религиозного объединения запрещается.
Несовершеннолетнему может быть семнадцать лет. У него может не быть кого-то из родителей. По международному праву (Конвенция о правах ребенка) ребенок имеет такое же право на участие в религиозном объединении, как и взрослый. Родители не имеют права ему запретить посещать религиозные собрания. Родителя, который третирует ребенка, можно по нашему законодательству осудить. А законодатели вводят такую норму. Такой бред мы принимаем в виде закона и с этим идем на пост председателя ОБСЕ.
-           Наши депутаты разве  не предусматривают, что страна будет осуждена международным сообществом?
- Нашим депутатам на все наплевать. Судьба и имидж нашей страны их не волнует. Они выполняют свой долг так, как его понимают. Этих депутатов мы с вами не выбирали и не можем с них потребовать. Два года назад почти такой же проект закона был предложен правительством, но вызвал такое возмущение, что его пришлось отозвать. Но позже этот проект появился вновь, но уже по инициативе группы депутатов. Нашли восемь инициативных депутатов, которые инициировали данный проект. При этом тот факт, что Казахстан избран председателем ОБСЕ, расценивается как верный путь страны к демократии.
Сегодня возмущение идет от множества религиозных объединений. Они завалили письмами и парламент, и правоохранительные органы. Идут протесты со всех сторон. У нас давят сейчас баптистов, но в США кандидат в президенты Маккейн – баптист. Он имеет еще и духовный сан. Возможно, он станет президентом страны. Как он посмотрит на нашу страну, когда баптисты засыплют его письмами возмущения, просьбами о политической эмиграции? Помощница губернатора Аляски – пятидесятница. В Соединенных Штатах Америки действует Акт о свободе религий. В соответствии с ним Госдепартамент составляет ежегодный доклад о состоянии религий в мире  и представляет в Конгресс. По  докладу Конгресс решает, какой стране давать статус большего благоприятствования, какой – меньшего.  А вдруг Казахстан лишится статуса благоприятствования и перейдет в разряд неблагоприятных стран? Ничего хорошего в этом нет.
-           С какой же целью тогда проводятся у нас форумы руководителей мировых религий? Что это нам дает?
-          Нам это дает на мировом фоне совершенно прочный, маскарадный имидж веротерпимого, толерантного государства, в котором все процветают. Что видят зарубежные деятели? Они видят, что за одним столом сидят иудеи и мусульмане – непримиримые враги. Как  они смогли этого добиться? Но кто там сидит? Какое они влияние имеют в иудейском и исламском мире? Сидят люди, которых господин М. привез сюда – 19 раввинов из Америки и посадил  за стол. Но они никак не влияют на общественную и религиозную жизнь. И этот маскарад за рубежом принимают за чистую монету.
Владимир Воевод

Интервью
Сайт управляется системой uCoz