№ 28 (152) 31 октября - 6 ноября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

«Наши чиновники больше всего боятся СМИ»

На вопросы наших читателей отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в Республике Казахстан и Кыргызской Республике

Бедржих Копецки:

Елена ГИЛЕР, г. Талдыкорган:
- Сильно ли переплетена родственными узами власть в Чехии?
- Я понял ваш вопрос. Знаете, в этом плане государства Европы и Азии отличаются друг от друга. У нас даже Конституцией запрещено, чтобы гражданин находился в подчинении у своего родственника. Кто-то, конечно, может нарушить это требование, но результат получится плачевный. Ситуацию во власти отслеживают наши журналисты: если попадет нарушитель им на перо, то добра не жди! Конечно, я не исключаю отдельных случаев, но обычно такое не проходит.
Тлеухан АСКАРОВ,  г. Караганда:
- Господин посол! Чехия - страна демократическая. Так?
- Да.
- Почему тогда правительство, вопреки воле большинства, дало согласие на монтаж на своей территории станции слежения?
- Может быть, только в Швейцарии любой вопрос выносится на референдум. На мой же взгляд, вопросы безопасности страны нельзя решать на референдуме.
- Но вам же известна реакция России?
-Известна. Но мы не России боимся, мы боимся исламского фундаментализма и верим в реальную угрозу со стороны известной вам страны, поэтому было принято такое решение.
Михаил Сариев, г. Караганда:
- Господин посол, какие интересы у маленькой Чехии, члена Евросоюза, в Казахстане?
- Наш главный интерес - в экономическом сотрудничестве. Поскольку наша страна является членом Евросоюза, то ее в первую очередь интересует энергетическая безопасность нашего объединения. У Чехии большой экономический потенциал, и мы устанавливаем со странами обоюдовыгодные связи. Чехия, в свою очередь, располагает приличным экспортным потенциалом - продукцией машиностроения. Мы уже сегодня экспортируем промышленные товары на 45 миллиардов евро!
Елена Довженко, Акмолинская обл.:
- Как нынешний мировой кризис отразился на уровне жизни ваших рядовых граждан?
- Если взять чисто финансовую сторону кризиса, то тут Чехия оказалась в выгодном положении: наши банкиры не набрали больших займов, и потому им дефолт не угрожает. Что касается экономики, то тут нам вряд ли удастся остаться в стороне, поскольку страна в основном работает на экспорт. И если у соседей покупательская способность снизится, то, стало быть, сбыт тех же легковых авто тоже упадет, что для нас плохо.
- Намерена ли Чехия признать Абхазию и Южную Осетию?
- Вы наверняка знаете, что пока, кроме России, эти сепаратистские анклавы больше никто не признал. И еще мы считаем, что при отражении агрессии со стороны Грузии Россия все-таки переусердствовала. В целом, наша политика направлена против признания сепаратистских территорий.
Николай Чичин, г. Караганда:
- В советское время мы знали государство под названием Чехословакия. Сильно ли пострадала Чехия в экономическом плане после отделения Словакии?
- Вы знаете, Николай, не сильно! Чехия всегда была более развитой частью бывшей Чехословакии. Спасло положение и то, что у нас, на мой взгляд, реформы проведены удачно, хотя без кризисных явлений не обошлось.
Сергей Кузнецов, г. Алматы:
- Страдают ли ваши города от автомобильных пробок? И насколько самостоятельно ваше телевидение?
- Я вас понимаю, потому что о движении в вашем городе имею представление не по рассказам других. У нас тоже есть пробки, особенно в Праге. А если учесть, что в городе много старых узких улиц, исторических памятников, то, думаю, излишне давать какие-то дополнительные пояснения. Но в Чехии строго с «грязными выхлопами»: если машина старше двух лет, то за нею уже более строгий контроль, чем за новой.
Что касается телевидения, то в целом оно свободно, но до определенной степени. Есть парламентский контроль, есть общественный совет, который следит за содержанием передач. В него входят представители политических партий, деловых кругов, работники культуры.
Ерлан Сериков, г. Семипалатинск:
- Может ли ваш парламент стать однопартийным? Сколько палат в парламенте Чехии?
- Чехия – парламентская республика. Парламент двухпалатный: нижняя палата и сенат. Сегодня парламент представлен представителями пяти партий. Три из них сформировали правительство, а две партии представляют оппозицию. Всего в стране зарегистрировано 30 партий!
Однопартийным наш парламент может стать теоретически, если граждане будут голосовать за одну партию, но на практике такого не случалось.
Алтын Асанова, г. Уральск:
- На ваш взгляд, кризис может повлиять на отношения двух наших стран? И в чем разница между Чехией и Казахстаном? Как много Чехия завозит продуктов питания из других государств?
- Считаю, Алтын, что кризис не повлияет на отношения наших стран. Какие-то нюансы возможны, но в целом они останутся выгодными и хорошими.
В чем разница между нашими странами? На этот вопрос коротким ответом не отделаешься, для более обширного не хватит времени. Чехия находится в Европе, Казахстан - в Средней Азии. У нас много исторических памятников, у вас - красивых мест, хотя, конечно, они есть и у нас. Так что для развития туризма есть возможности в обеих странах. Климат у нас разный.
Как много ввозим мы продуктов питания? То, что не производится у нас, приходится завозить. Но хлеба, молока, мяса в стране производится немало. В данном вопросе работает главный принцип: производство того или иного продукта должно быть выгодно экономически. Продукция сельского хозяйства составляет 4% от общего валового продукта.
Анатолий Губин, г. Темиртау:
- Есть ли в вашей стране предприятия Лакшми Миттала и как живут металлурги?
- Именно этот миллиардер - самый крупный собственник в металлургии страны. Как живут металлурги? Знаете, пока что с их стороны жалоб на низкую оплату труда не было. Во всяком случае, я лично не слышал. В самой отрасли в основном заняты украинцы, словаки, поляки. Хорошо зарабатывают труженики на автозаводе «Шкода». Там очень сильные профсоюзы, которые объединены с немецкими, а те, как известно, умеют постоять за права своих членов.
Раушан Омарова, г. Алматы:
- Знаете, к вам в страну едут многие из нашей страны, и русские и казахи. Как ваше правительство смотрит на таких эмигрантов?
- Я знаю, что для физических лиц есть определенные ограничения. О них вам лучше пояснят в консульстве. А вот что касается открытия фирм, дела, то тут «зеленый свет». Так что, если какая-то компания хочет поставить свое дело, милости просим!
Николай Федоров, г.Каскелен:
- Сложно ли купить у вас жилье? Знаю, что наши граждане едут к вам и обустраиваются. Как это лучше сделать? И еще: мой сын хочет поехать к вам и получить специальность сварщика. Ваши документы об образовании признают в Европе?
- Мне известно, что приехавшие в страну граждане могут приобрести квартиру. Здесь проблем нет. Но при покупке дома с участком земли есть ограничения, как в других странах.
Что касается дипломов и документов об образовании, то некоторые из них признаются в европейских странах, однако лучше всего об этом спросить в том учебном заведении, в которое будет поступать человек.
 Ярослав Пинчук, г. Сарань:
- В свое время, помню, наши шахтеры ездили к вашим по обмену опытом. Ваши шахты действуют или их прикрыли?
- Шахты действуют. В них работает много поляков, потому что там произошло сокращение шахтеров в угольной промышленности. Добрую половину электроэнергии получаем за счет угля. Остальное – это газ и атомные станции. Одна - в Южной Чехии, другая - в Северной Моравии. Строил еще Советский Союз. Одно время «зеленые» из Австрии настаивали на их закрытии. Но еврокомиссия признала обе станции по степени безопасности равными тем, что действуют в Германии и Франции.
Галина Веткина, г. Алматы:
- Хотела узнать, есть ли у вас проблема с наркозависимыми молодыми людьми? Занимаются ли наркобизнесом полицейские? Я слышала, что ваша страна хотела легализовать проституцию.
- Знаете, назвать точную цифру наркоманов я не могу. К сожалению, это беда многих стран. Но наркоманы есть.
Отдельные полицейские имели отношение к наркобизнесу, но такое происходит не часто. За деятельностью полиции осуществляется общественный контроль, но главный контролер - это средства массовой информации. Полицейские имеют хорошее жалованье и другие социальные льготы, поэтому им нет смысла нарушать закон. Проституция легализована частично.
Галина Шведова, г. Алматы:
- Какое место в обществе занимают ваши женщины?
- Знаете, у нас женщины не очень стремятся в политику. Поэтому их мало и в парламенте, и в правительстве. Но в госучреждениях их не мало. Трудятся они и в бизнесе.
Айнур Идрисова, г. Талдыкорган:
- У вас водители такси и полицейские пристегиваются ремнями безопасности? Могут они проехать на «красный свет»?
- По закону это обязаны делать все, то есть пристегиваться ремнями. Во всяком случае, дома меня бы оштрафовали, а вот в Астане иногда забываю про ремень, и меня не трогают: видно, спасает положение посла… Правда, большей частью я все-таки пристегиваюсь!
Проезжать на «красный» в Чехии опасно, особенно если поймают журналисты. Поэтому массового нарушения уличного движения не наблюдается. В том числе и полицейскими.
Серик Ахметшин, г. Кокшетау:
- Как живут ваши пенсионеры?
- Знаете, однозначно ответить на ваш вопрос не получится. Пенсии у всех разные, но все-таки они выше, чем у наших соседей по бывшему соцлагерю. Лучше тем, кто еще не слаб здоровьем и может подрабатывать. Но бедных немного. По этому показателю Чехия не в числе худших в Европе.
Евгений Пылев, г. Темиртау:
- У нас в городе компания «Арселор Миттал» в связи с кризисом более 4 тысяч металлургов отправила в отпуск. А как у вас обстоит дело?
- Кризис коснулся и нас. Особенно в автопроме. Уволили тех, кто был занят по временному трудовому соглашению. Их точное количество я вам, к сожалению, назвать не могу, но это произошло. Будет ли что-то похожее наблюдаться у наших металлургов, пока оказать трудно. Чехия вписалась в мировое производство и остаться в стороне не может.
Берик Имашев, г. Астана:
- Бывали ли в Чехии случаи рейдерского захвата предприятий? Да еще и с помощью правоохранительных органов?
- У нас такого не бывает! Попытки захвата случались, но только силами преступных группировок, а о том, что им помогали полицейские или прокуроры, мне слышать не приходилось.
- Если ваш гражданин, например, совершил преступление, может он уйти от наказания благодаря своим родственникам, например, в тех же правоохранительных органах?
- Это верный путь к большому скандалу, так как такого рода случаи очень внимательно отслеживаются нашей свободной прессой. Общественное же мнение не пустой звук для властей. Так что даже высокий пост не дает возможности для попрания закона.
- А почему Чехия Косово признала, а Абхазию и Южную Осетию признавать не хочет?
- Международное сообщество долго сохраняло Косово в составе Югославии! На мой взгляд, Сербия сама проиграла Косово из-за многих нарушений международного права. По Абхазии и Южной Осетии я уже ранее отвечал.
- Но ведь и турки в Германии могут запросить себе автономию? Тогда как?
- Турки никогда не жили в Германии. Появились они в Германии как дополнительная рабочая сила. Так что Германии вряд ли грозит такая перспектива.
Александр Деркун, г. Талдыкорган:
- Раньше у вас строили социализм с «человеческим лицом». А с каким лицом получился капитализм?
- Получился обыкновенный капитализм. Вернее, рыночная экономика с социальной направленностью. Мы берем пример с той же Германии. У нас, на мой взгляд, хорошо поставлено здравоохранение. Оно в своей основе бесплатное. Страховка стоит недорого. Лекарства, если они не новинка, выдаются по рецепту врача почти бесплатно. А если лечение длительное и требуется дорогое лекарство, идет доплата. Так что в этом плане наши граждане находятся в хорошем положении. Средняя зарплата у нас 20 тысяч крон! Это почти 5 тысяч евро.
Лариса Синдецкая, г. Тараз:
- Возможен ли военный конфликт между странами внутри НАТО? Все-таки у каждой страны свои интересы. Тот же спор между Польшей и Германией по «северному нефтепроводу»?
- Лично я в такой конфликт не верю. Любую проблему можно решить мирными способами. Да, интересы разнятся, но это вовсе не значит, что их нельзя согласовать без драки. Тем более, военной конфликт! У нас с Германией тоже далеко не по всем вопросам совпадение, однако это не мешает нам экспортировать в эту страну треть своей продукции.
Кайрат Смагулов, г. Балхаш:
- Чехия просто побоялась отказать США в установке станции слежения, хотя люди протестуют против этого. Или мнение народа в вашей стране тоже немного значит?
- Наша оппозиция уже 12 раз выдвигала предложение о выносе недоверия правительству именно из-за этой проблемы. Однако всякий раз голосов недоставало!
- Но в этот раз, по информации СМИ, в нижней палате для выноса недоверия не хватило всего 4 голоса ...
- Уже то, что оппозиция может себе позволить подобное, говорит о многом: у нас в стране все-таки установилась демократия! Повторяясь, замечу, что безопасность страны - это не вопрос, который следует выносить на митинги.
На «Горячей линии» дежурил
Владимир Артеменко,
г.Астана

Горячая линия
Сайт управляется системой uCoz