№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

/
/
 

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ГРУСТНОМ, ТО ЭТО
О СУДЕБНОМ ИСПОЛНЕНИИ

О том, что в Республике Казахстан ежегодно остаются неисполненными сотни решений, определений и иных судебных актов, известно давно. Об этом свидетельствует и огромный поток жалоб граждан в Генеральную прокуратуру РК, Комитет по судебному администрированию Верховного суда и в их территориальные подразделения.
Порой у людей, имеющих на руках вступившее в законную силу, но неисполненное решение того или иного суда Казахстана, теряется вера в правосудие и в устои государственности. При этом подрывается не только авторитет судебной системы, но и имидж государства в целом.

Как и во всем Казахстане, отвратительно плохо обстоят дела в этом вопросе и в административном центре Алматинской области - г. Талдыкоргане, где действует территориальный участок судебных исполнителей. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы граждан на действия, а точнее бездействие судебных исполнителей областного центра, в прокуратуру г. Талдыкоргана. Но самое поразительное то, что, по заверению прокурора г. Талдыкоргана Кайрата Абдыханова, почти все факты, изложенные в этих жалобах, подтверждаются.
Анализ статистических данных, проведенный работниками прокуратуры г. Талдыкоргана после многочисленных проверок, показывает, что за весь 2007 год и первое полугодие 2008 года в Талдыкорганском территориальном участке на исполнении находился 5 131 исполнительный документ на общую сумму 276 822 022 тенге. По данным администрации судов Алматинской области и прокуратуры, окончены производством всего 3 655 исполнительных документов на сумму 89 356 013 тенге. Иными словами, исполнение составляет всего 69,9 процентов, а в денежном суммарном выражении всего 33,8 процента.
Очень слабо исполняются и судебные акты по взысканию задолженности в бюджет по административным делам. За весь 2007-й и 9 месяцев 2008 года на исполнении Талдыкорганского участка находилось 1 233 исполнительных документа на общую сумму 12 122 841 тенге. Реально исполнено всего 894 исполнительных документа на сумму всего 3 812 500 тенге. Всего 4 исполнительных листа из 13 исполнено по взысканию штрафов в бюджет по приговорам судов. В результате в государственную казну вместо 2 011 183 тенге поступило 786 000 тенге, исполнение составило 30,8 %.
Возможно, процент исполнения судебных актов был бы намного ниже, если бы в деятельность судебных исполнителей не вмешивались сотрудники прокуратуры г. Талдыкоргана. За указанный выше промежуток времени прокуратурой города проведено 66 проверок, внесено и исполнено 126 предписаний, 15 представлений и 27 протестов. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 36 должностных лиц и других граждан. По жалобам граждан после вмешательства прокуратуры реально исполнено 138 судебных решений на общую сумму 9 013 863 тенге. Иными словами, 138 талдыкорганцев, имея на руках вступившие в законную силу решения судов, почти 2 года обивали пороги Талдыкорганского участка судебных исполнителей и не могли получить причитающиеся им суммы денег.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после вмешательства прокурора города. Но самое странное то, что в кабинетах судебных исполнителей почему-то порой бесследно исчезают исполнительные документы. По заверению прокурорских работников, они даже были вынуждены восстанавливать исполнительные документы, запрашивая их в судах Алматинской области. Наглядно проглядывается и слабое взаимодействие судебных исполнителей с другими правоохранительными органами, которые по долгу службы обязаны способствовать исполнению судебных решений.
По какой причине большинство решений остается неисполненным? Именно этот вопрос пытался решить на созванном координационном совете прокурор г. Талдыкоргана Кайрат Абдыханов. На это мероприятие были приглашены не только сами судебные исполнители и руководители Администрации судов Алматинской области, но и руководители УВД г. Талдыкоргана и регистрационно-разрешительной системы.
Как и следовало ожидать, из отчета временно исполняющего обязанности старшего судебного исполнителя Алмы Нурахметовой, возглавляющей Талдыкорганский участок, выходит, что в неудовлетворительной работе подчиненных виноваты все, и лишь в малой степени сами судоисполнители.
- Сотрудники УВД г. Талдыкоргана и регистрирующих государственных органов порой откровенно игнорируют наши обращения, - сокрушалась Алма Нурахметова. - В такой ситуации говорить о каком-то взаимодействии даже не приходится.
На вопрос прокурора К. Абдыханова: «Почему в таком случае вы не обратились в органы прокуратуры?» - Алма Нурахметова вразумительного ответа дать не смогла. В то же время в доводах Алмы Нурахметовой присутствуют факты, заслуживающие внимания. Например, ее жалобы на огромную загруженность судебных исполнителей вполне обоснованы. Согласно пункту 4 ст. 82 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», численный состав судебных исполнителей того или иного города должен соответствовать численному составу судей. В городе Талдыкоргане, кроме Талдыкорганского городского суда, из судов первой инстанции действуют специализированные экономический, административный и военный суды. Во всех этих судах вершат правосудие свыше 30 судей. Вступившие в законную силу решения и другие судебные акты всех этих судов поступают на исполнение в Талдыкорганский территориальный участок судебных исполнителей. Следовательно, если руководствоваться ст. 82 п. 4 вышеназванного закона, то и количество судебных исполнителей, обслуживающих г. Талдыкорган, должно превышать 30 должностных лиц. Остается загадкой, кто экономит на заработной плате и штате талдыкорганских судебных исполнителей - администратор судов Алматинской области или председатель Комитета по судебному администрированию Верховного суда Республики Казахстан? Получается, что сами судебные органы в лице администрации судов вместо того, чтобы неукоснительно соблюдать законы Республики Казахстан, нарушают и игнорируют их.
На координационном совете поднимался вопрос о роли и назначении судебных приставов, которые согласно Уголовно-процессуальному кодексу РК обязаны обеспечивать контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, и оказывать помощь судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов. Примерно то же самое предписывает и Закон РК «О судебных приставах». Согласно последнему закону, судебные приставы в своих правах приравнены к подразделениям правоохранительных органов, и им даже полагается иметь табельное оружие. Однако почему-то судебных приставов в судах Алматинской области используют как вахтеров на входе в тот или иной суд и в качестве курьеров, разносящих судебные повестки.
А между тем в Российской Федерации судебные приставы используются по прямому назначению, помогают судебным исполнителям при исполнительном производстве. Судебные приставы России не только вооружены, но и имеют специальные подразделения типа ОМОНа.

Асхат Бименбетов, Алматинская область.

,

 

Сайт управляется системой uCoz