№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

/
/
 

ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ ПЕРЕКРЫЛА
«ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»…

Несмотря на банкротство ряда промышленных предприятий, воздушный бассейн г. Тараза остается грязным. Годовой выброс отравляющих веществ за последние 5 лет вырос вдвое и составляет более 20 тыс. тонн. Раньше была небольшая отдушина в виде месячника «Чистый воздух», но и она перекрыта дорожной полицией.
Тараз оказался в пятерке самых грязных городов страны.  Содержание окиси углерода превышает предельно допустимые нормы в 5 раз, формальдегида - в 3,5 раза, окисей азота – в 2,5 раза. И теперь главный виновник этого безобразия не заводская или фабричная труба, а выхлопные газы автотранспорта. В общем объеме загрязняющих веществ они составляют 80%.
В 2007 году по результатам проверки Жамбылской областной прокуратуры резкой критике подверглась деятельность дорожной полиции и органов охраны окружающей среды за недостаточный контроль:  токсичность отработанных выхлопных газов автотранспорта превышала допустимые пределы. Этим органам  выдано предписание об устранении недостатков. Но положение не  нормализовалось,  наоборот, стало хуже. Уже не первый год областное управление охраны окружающей среды проводит месячник «Чистый воздух» с участием автоинспекторов, транспортного контроля, управления технического контроля и метрологии. В ходе совместных действий проверялось несколько тысяч авто, 10-15% из них превышали допустимые нормы выхлопа газов. Отравители воздушного бассейна платили штраф и устраняли неисправности. А в этом году месячник сорвался по вине дорожной полиции. Из областного ДВД поступил циркуляр: автоинспектор не может останавливать машину, если водитель не нарушил ПДД. Все аргументы экологов остались  без внимания. Борцы за чистоту воздуха не имеют права на проверку автопарков - основных нарушителей воздушного бассейна не только Тараза,  но и области, из-за того, что они частные: действует мораторий.
Дает поблажку этим  нарушителям и дорожная полиция. Нынче при проведении техосмотра автотранспорта автоинспекция не проводит, как раньше, обязательной проверки на токсичность; внезапно исчезли и талоны токсичности. Уж не из-за  бесконтрольности ли увеличивается выброс отравляющих веществ в атмосферу?
Экологи проверили часть машин, принадлежащих государственным учреждениям, и здесь каждая десятая не соответствовала экологическим требованиям. И это при том, что  транспорт у госпредприятий наполовину новый, со сроком эксплуатации до 5 лет. К тому же автопарки экономят на приобретении приборов контроля токсичности и задымленности. И потому контроль за  состоянием выходящих на линию маршрутных автобусов, естественно, отсутствует. Скажем, на линиях №15, 23 и в загородных маршрутах курсирующие советские «пазики» коптят небо как паровозы. По данным экологов, в частных автопарках до половины автобусов имеют срок эксплуатации свыше 15 лет, и они подлежат списанию и отправке на металлолом.
В свою очередь водители видят корень зла не в допотопности их транспорта, а в низком качестве отпускаемого на АЗС горючего. Многие таразцы не первый год говорят об этом. «Зачастую бензин не соответствует своей марке. Это видно по чиханию и стуку в моторе. Но жаловаться бесполезно, ведь практически за каждым владельцем автозаправки стоят высокие бастыки», - говорит автолюбитель Таласбек Бодаков. Правда, где-то года два назад в местной прессе был разговор об этом, но потом наступила тишина.
На фоне растущей загазованности атмосферы автотранспортом весьма странно выглядят  ежегодные тендеры на городские и загородные маршруты, в  которых экологическая чистота общественного транспорта не берется во внимание. В пригородах Тараза увеличению дымовой завесы способствует и сельскохозяйственная техника: гусеничные трактора в поле и колесные на автодорогах. Почему-то их никто не штрафует за токсичность, которая намного выше, чем автотранспортная.

Магауя Хожамуратов, ЮКО
г. Тараз

,

 

Сайт управляется системой uCoz