№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

/
/
 

ОНА ХОЧЕТ БЫТЬ АКИМОМ

О женщине, открыто заявившей о своем желании стать акимом, мы уже писали в прошлом году. Это Кульжан Кайдарова – жительница села Большенарымское Восточно-Казахстанской области. Напомним читателям, что Кульжан Турыспековна не просто хочет работать акимом. Она к этому основательно подготовилась – в 2007 году с отличием закончила ВК госуниверситет по специальности «Государственное и местное управление», получив специальность «Менеджер государственного и местного управления». Это уже второе высшее образование Кайдаровой:  ранее она закончила Казахстанско-американский свободный университет по специальности «Педагогика и методика  начального обучения». Кульжан Турыспековна является единственным дипломированным специалистом в области государственного и местного управления в Катон-Карагайском районе.
Многочисленные попытки Кайдаровой попасть на госслужбу завершились неудачей. Она подавала документы для участия в конкурсе на разные должности, но комиссия отбирала других претендентов. Странно, почему специалист, образование которого прямо позволяет заниматься работой по госуправлению, не проходит конкурсные испытания даже на самые низкие  ступени госслужбы?  Кульжан Турыспековна считает, что дело в предвзятом отношении к её кандидатуре. Да, «выскочек» у нас не любят. Когда человек прямо заявляет о своих здоровых амбициях – это почему-то встречает осуждение окружающих. А в  сельской местности, где все друг друга знают, особенно. Может быть, потому, что подавляющее большинство предпочитает быть «серыми мышками», сидеть тихо, не высовываясь. А если  человек начинает искать правду, жаловаться – то и вовсе попадает в «чёрный список».
Кайдарова защищала и защищает свои права всеми законными способами – обращается в органы власти и в суд. В апреле этого года она подала иск к акиму Катон-Карагайского района об оспаривании его действий по отказу в приёме на работу. Нетрудно догадаться, что Катон-Карагайский районный суд в иске отказал. Однако областной суд посчитал определение районного суда незаконным и вернул дело на новое рассмотрение. После этого катон-карагайские судьи отнеслись к «делу Кайдаровой» более объективно.
Итак, районный аким отказывал Кульжан Кайдаровой в приёме на работу на освободившиеся места акимов Бескарагайского, Урыльского, Ново-Поляковского, Коробихинского, Катон-Карагайского, Большенарымского сельских округов и на должность директора типографии. Причём, не просто отказывал: у Кайдаровой  отказывались принимать документы.
17 марта этого года Кайдарова в очередной раз обратилась к главе района с просьбой принять документы на освободившиеся должности. Однако руководитель орготдела аппарата акима района Р.Курмамбаев принять документы отказался. Кульжан Турыспековна обращается с запросом о наличии вакантных мест акимов сельских округов. Ответ из районного акимата заслуживает того, чтобы навсегда остаться в числе документальных свидетельств новейшей истории Казахстана. Вот выдержки: «…должность акима сельского округа входит в состав политических государственных служащих, порядок назначения на которую регламентируется Указом Президента от 10.03.2000 г. № 357 «Положение о порядке прохождения государственной службы». На основании вышеизложенного в целях соблюдения государственной дисциплины предоставление запрашиваемой Вами информации о наличии вакантных политических должностей не представляется возможным». Вот так: сведения о вакансиях акимов сельских округов районное начальство отнесло к государственной тайне!
Тем не менее суд по собственной инициативе  выяснил, что на момент подачи Кайдаровой документов в районе имелась  вакансия акима Черновинского сельского округа. И, как следует из Конституции и Трудового кодекса, в акимате не имели права не принимать документы Кайдаровой, равно как и от всех других лиц, изъявивших желание занять вакантные должности.
Любопытно объяснение в суде представителя акимата О. Турысбаева. Он пояснил, что «на занятие должности акима сельского округа  законом не указаны какие-либо ограничения при подборе кадров. Назначенные акимы сельских округов имеют большой опыт по руководству хозяйствами, в государственных органах, имеют высшее образование. Они работали и проживали на территории назначенных сельских округов, имели тесный контакт с местным населением и юридическими лицами, что имеет основополагающее значение для обеспечения общегосударственной политики по вопросу социально-экономического развития территории».
Странные преимущества, не правда ли? Кайдарова тоже родилась и живёт в Катон-Карагайском районе, имеет два высших образования, одно из которых – по государственному и местному управлению, работала в крестьянских хозяйствах, в клубе, в школе, что предполагает очень тесный контакт с местным населением. А вот что касается тесного контакта назначенных акимов с юридическими лицами, то это уже смахивает на коррупцию. Лучше уж без такого тесного контакта.
В итоге суд обязал акима Катон-Карагайского района принять документы от Кайдаровой на вакантную должность акима Коробихинского сельского округа. (Эта вакансия имелась на момент принятия решения суда в июле 2008 года). Обязать акима района принять Кайдарову на работу суд не посчитал возможным, также без рассмотрения оставлено исковое требование Кайдаровой о привлечении акима к ответственности за нарушение её конституционных прав.
Документы от Кайдаровой аким теперь примет – деваться некуда. Но не факт, что он назначит её главой сельского округа. Борьба Кульжан Турыспековны за право быть акимом продолжается. Кстати, мы уже не раз поднимали тему компетентности и квалифицированности сельских акимов, которых в нашей области насчитывается 260. И приводили любопытные цифры. Не грех их повторить. Средний возраст сельских акимов – 48 лет. 108 человек – старше 51 года, всего один аким не достиг 30 лет. 34 акима не имеют высшего образования, два не имеют даже среднего профессионального образования. 47 человек занимают должность более 10 лет, 85 человек – от 5 до 10 лет. Средний стаж пребывания в должности – шесть лет (данные декабря 2007 года). Среди рекордсменов по продолжительности работы – аким пос. Верхнеберёзовский – почти четверть века, ещё со времён поселкового совета депутатов трудящихся! А мы спорим о том, сколько лет должен находиться на своём посту президент.
Так почему же молодую, энергичную, образованную Кульжан Кайдарову не назначают акимом? Наверное, потому, что она не «своя». Власть уже давно превратилась в замкнутую корпорацию, в которую чужака не допускают. А должность сельского или поселкового акима имеет особую ценность. Человек, побывавший на ней хотя бы один день, в дальнейшем получает право без всякого конкурса занимать любой государственный пост. Потому что это политическая должность. Поэтому и держат эти места для своих, чтобы потом стремительно вознести нужного человека по ступеням карьерной лестницы. Вот в чём хитрость. А тут Кайдарова лезет, мешается со своими амбициями. Кто же пустит её в закрытое акционерное общество «Власть»?! Наверное, поэтому быстренько был свернут эксперимент по выборности сельских акимов. Хотя этих, самых низовых и самых приближенных к народу представителей президента, можно было бы избирать.
Президент недавно говорил о серьёзном реформировании госслужбы. Значит, глава государства недоволен нынешней ситуацией. Таких попыток усовершенствовать работу государевых людей было уже много. Но все важные и полезные инициативы разбиваются, гаснут на местах. А ведь наверняка не одна Кайдарова из 15-миллионного населения Казахстана хочет быть акимом. Но, как говорится, хотеть не вредно.

Денис Данилевский

,
Регион
Сайт управляется системой uCoz