№ 24 (148) 3 - 9 октября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

НИ ХАО,MISTER ПРЕПОДАВАТЕЛЬ!

В странах-членах Шанхайской организации сотрудничества про-ходит обсуждение перспектив развития взаимодействия в области образования, и венцом этих усилий должно стать создание Университета ШОС.
С 30 сентября по 3 октября в Москве прошла Неделя образования государств-членов ШОС под девизом «Образование без границ». Это мероприятие проводилось в рамках председательства России в ШОС в 2008-2009 годах – оно нацелено на продвижение совместных образовательных программ и проектов на пространстве стран-членов этой международной организации. Особое внимание уделялось обсуждению проблематики, связанной с созданием и функционированием Университета ШОС как сети высших учебных заведений.
Неделя образования – только одно звено в цепи мероприятий по налаживанию интеграционных связей, «застрельщиком» которых выступает Россия, как председатель ШОС. Известно, что основные задачи создания этой организации – взаимодействие стран в сфере безопасности и трансграничных проектах – выполняются с относительным успехом (к примеру, разрешились пограничные споры с Китаем). И эта успешность (в отличие от декларативной «тягомотины» интеграционных процессов в рамках СНГ) побудила разработать новую концепцию сотрудничества, которая бы обеспечила максимальный баланс интересов между странами-участницами. То есть рамки ШОС (вопросы безопасности и границ) необходимо было раздвинуть, поощряя интеграцию в области энергетических проектов, образования, культуры. А распространение интересов организации в другие сферы, безусловно, повышает авторитет ШОС. Поэтому неслучайно в августе 2007 года в Бишкеке тогдашний президент России Владимир Путин призвал участников седьмого саммита глав государств ШОС определить перспективы взаимодействия. Г-н Путин высказал целый ряд предложений по разным вопросам, среди которых была и инициатива открытия Университета ШОС. «Он мог бы представлять собой сеть учебных заведений государств-членов организации с согласованной программой обучения», - сказал тогда президент России, добавив, что это может «заметно расширить возможности для нашей молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых - развивать научные контакты». Г-н Путин предложил «обкатать» этот вопрос, а затем представить его на рассмотрение Совета глав правительств ШОС, в которую входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Трудно сказать о том, насколько успешным будет для ШОС составляющая гуманитарного толка, однако, глядя на тот задор, с которым эта идея обсуждается в 2008 году, можно с уверенностью констатировать, что перспективную идею подхватили на лету, а заинтересованных лиц оказалось немало.
Несмотря на то, что обсуждаемая концепция еще сыровата, и, как и у всякой значимой идеи, по поводу создания Университета ШОС и эффективности его работы находится немало скептиков, при наличии энтузиазма, политической воли, интеграционного желания и наличия внятной цели у данного образовательного проекта имеются неплохие перспективы. Как оказалось, в создании Университета заинтересованы все страны-члены ШОС, например, в Казахстане уже заявили о том, что структурные подразделения нового образовательного учреждения могли бы находиться на базе Евразийского университета им. Гумилева в Астане. В свою очередь, в Екатеринбурге, в этом городе пройдет в 2009 году очередной саммит ШОС, глава Свердловской области Эдуард Россель провел совещание, где обсуждалась концепция создания Большого Евразийского университетского комплекса. Министерством образования и науки России в свою очередь был объявлен конкурс на разработку концепции создания и функционирования Университета ШОС как сети высших учебных заведений. Эксперты из разных стран на проведенных международных круглых столах, конференциях, семинарах и совещаниях уже успели дать немало ценных замечаний, наблюдений и рекомендаций. Я принимал участие в одном из таких мероприятий.

* * *
23 сентября в Москве в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) прошел круглый стол «Концепция создания Университета ШОС». 
«В важнейшем деле создания концепции еще много неясного, - «с места в карьер» сказал Дмитрий Бах, проректор РГГУ. - Пока не совсем понятно, какова целевая установка создания этого университета, и как сочетаются, с одной стороны - получение какого-то конкретного образования по выбранному направлению, с другой – способствование формированию многополярного мира тому, чтобы выпускник университета не только и не столько обладал компетенцией в конкретной области, сколько был эффективным экспертом для работы на новом, только формирующемся геополитическом и экономическом поле, связанном с ШОС».
Основной докладчик, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков рассказал об основных положениях концепции. По его словам, проект университета ШОС, как сети высших учебных заведений предполагает, что вуз будет представлять собой инновационное в плане реализации, сетевое учебное заведение, не имеющее аналогов в мировой практике. Подготовка кадров высшей квалификации и исследовательская деятельность в рамках этого университета должна осуществляться по приоритетным областям научно-образовательного, экономического, делового сотрудничества между государством и членами ШОС. Университет будет базироваться на базе уже существующих вузов во всех странах-участницах, не странах-наблюдателях, а именно странах-членах. Предполагается, что развертывание Университета будет включать в себя несколько этапов: подготовительный, который был фактически пройден в течение 9 месяцев 2008 года, среднесрочный - до 2009 года, и долгосрочный - с 2010 по 2012 годы.
«Что касается поэтапного развертывания университета ШОС, как сети высших учебных заведений, то, прежде всего, в концепции обращается внимание на определение критериев отбора базовых и головных вузов государств-членов ШОС по направлениям подготовки специалистов. Предполагается, что каждая страна представит список главных вузов, которые будут осуществлять сотрудничество между собой и служить опорными точками в этом сетевом университете. Непосредственно отбор и назначение головного университета по конкретной специальности или набора специальностей будут производить федеральные органы управления образованием каждой из стран-участниц ШОС. Желательно, чтобы данные индикаторы были едиными для всех стран ШОС, поэтому здесь еще предстоит пройти несколько этапов согласования», - сказал г-н Левченков.
По своей сути обучение в университете будет являться одной из форм включенного образования. «При этом базовой концепцией, представленной российской стороной, предполагается, что студент сможет обучаться до 30% времени в одном из главных вузов стран ШОС за пределами своего государства. Соответственно, предполагается, что при открытии университета ШОС возможна выдача студенту двух дипломов – государственного диплома головного вуза страны, гражданство которой он имеет и где он проходит основное обучение, и диплом университета ШОС, который будет признаваться на основе дополнительного соглашения между образовательными ведомствами каждой из этих стран, - говорит г-н Левченков. - Еще хотелось бы отметить такой важный момент, как направления обучения в Университете ШОС. В настоящий момент определены четыре основных: это IT-технологии, энергетика, экология и регионоведение. Что касается языков обучения, то базовыми на данный момент являются русский и китайский, но поступило предложение, которое серьезно обсуждается – о том, что, безусловно, третьим языком для обучения должен служить английский язык. Фактически на настоящий момент предусмотрено, что полноформатное развертывание университета ШОС должно быть произведено до 2012 года. В частности, в течение этого периода предполагается внедрить бакалавриат по направлениям и специальностям, которые уже существуют в странах-участницах ШОС. Это должно привести к созданию системы бакалавр + магистр, то есть двухуровневого образования. В последующем предполагается расширить список подготовки по специальностям, в том числе и по гуманитарным».

* * *
Надо признать, что многие вопросы вызывают разногласия. К примеру, в некоторых странах Центральной Азии считают, что одним из языков обучения должен быть национальный. Или же, как подчеркнул Алексей Власов, руководитель информационно-аналитического центра МГУ, «будет ли в дипломах, которые получат выпускники Университета, обозначено, что это дистанционное обучение? Ведь в России вообще нет такого понятия – диплом дистанционного обучения. Есть диплом определенного вуза и форма обучения: очная или заочная. В данном случае это очень важный вопрос». Также разногласия вызывает перечень дисциплин, которые предлагается обозначить для обучения. Г-н Власов поделился опытом общения с таджикскими коллегами, полученном на круглом столе в Душанбе, посвященном образовательной интеграции на постсоветском пространстве, где также рассматривалась тема Университета ШОС. «Для таджикских коллег как раз актуальны вопросы, связанные с лингвистикой, филологией, изучением иностранных языков – в общем, специальности гуманитарного цикла, - сказал он. - В то время, как тема IT-технологий, на которой так настаивали наши китайские и, отчасти, казахстанские партнеры, для них, возможно, неактуальна. В связи с этим встает вопрос, как подойти к решению консенсусного поиска начала?»
Владимир Горбановский, представитель Торгово-промышленной палаты Российской Федерации считает важным, чтобы образование шло параллельно с экономикой. «Безусловно, капитализация этого проекта будет выше, если придет такой красивый флаг, как “университет ШОС”, - рассуждает он. - Кстати, народ уже дает в Интернете названия новому проекту – “Университет ШОС имени Чингисхана”. Поэтому, на мой взгляд, что-то все-таки получится… Нужно, чтобы мы перешли на одни ГОСТы, на одни техусловия, а то нас, с одной стороны, Евросоюз «ломает», под свои стандарты затачивает, а у наших пространств совсем другая физика. У нас совсем другие
ГОСТы должны быть. Например, самолет ТУ-334 – года два уже ведется работа, чтобы он выпускался совместно двумя странами – Россией и Ираном, а крыло будет делаться в Узбекистане – такой проект в рамках ШОС пошел. Очень интересный был проект, который Россия одна не потянет, - это самолет грузоподъемностью в 400 тонн. Мы знаем, что знаменитый самолет «Руслан» грузоподъемностью 120 тонн, а сейчас рассматривается 400 – потому что сегодняшние технологии позволяют строить такие самолеты.

Есть уже полосы в России (а могут быть построены и в Китае) для приема этого самолета. Речь идет об экономике – перевозках груза.
Опять же логистика – очень важны наши пространства. Мы не ЕС, и нашим партнерам – Казахстану или Китаю,– важно, чтобы через наши страны логистика работала активно, потому что так диктует рынок».
Проректор по образовательной политике Российского государственного профессионального педагогического университета (г. Екатеринбург) Валерий Шевченко высказал свое собирательное представление: «Университет создается под эгидой ШОС, но параметры шанхайского сотрудничества, как мне кажется, до сих пор не очень сильно выражены. Появляется впечатление, что это интеллектуальная интеграция, образовательный конгломерат, вся цель которого заключается в образовании ради образования. Есть общие экономические интересы, которые надо прорабатывать… Опыт европейского сообщества показывает, что, как только начинается экономическое взаимодействие, так сразу появляются стандарты, производственные, профессиональные и прочие, которые требуют единого подхода к подготовке специалистов в рамках таких интеграционных процессов экономических содружеств».
Москва - Алматы
Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Политика
Прямая речь
Н.НАЗАРБАЕВ, президент РК: «Выборы кенеса, я думаю, - искусственная мера.
---------------------------------------------------

ГАЛЫМЖАН ЖАКИЯНОВ
СЧИТАЕТ НАВЕТЫ
НА ДРУЗЕЙ-ПОЛИТИКОВ НЕОБОСНОВАННЫМИ

2 октября в Алматы прошла пресс-конференция представителей общественности в поддержку политических деятелей Казахстана Булата Абилова
---------------------------------------------------

ОПАСЕН ОТЧАЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК
О том, что решения судов в
г. Талдыкоргане не исполняются годами, мы писали в предыдущих номерах газеты.

---------------------------------------------------

Эхо мирового кризиса
Хотя финансовый и экономический кризис начался где-то там, далеко за океаном, аукнулся он уже и в близкой Караганде.

---------------------------------------------------

Улыбайтесь, господа…
Сам себе политтехнолог и имиджмейкер

Главный ньюсмейкер страны за последние полтора года Рахат Алиев вновь в центре внимания.

---------------------------------------------------

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ОБВИНЯЮТ РУКОВОДСТВО МИНОБОРОНЫ В ПРЕНЕБРЕЖЕНИИ К ЗАКОНУ, А СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ В НЕДЕЕСПОСОБНОСТИ
Такие резкие обвинения военные пенсионеры бросили в адрес своего руководства и судов

---------------------------------------------------

ДВИЖЕНИЕ «ПОКОЛЕНИЕ»
и ПАРТИЯ «АЗАТ»
ТРЕБУЮТ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

Пресс-конференция с такой повесткой дня прошла в Алматы 30 сентября.

---------------------------------------------------

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В КАЗАХСТАНЕ
И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

Беседа за круглым столом по вынесенной в заголовок теме прошла в Алматы в Казахском

--------------------------------------------------

Сайт управляется системой uCoz