Почему не работают законы рынка?
Наши чиновники при каждом удобном случае твердят, что у нас уже сформировалась рыночная экономика. Так ли это на самом деле?
Нефть в цене упала в два раза - со 140 долларов за барелль до 70. Однако нашим гражданам от этого легче не стало. Если 93-й бензин стоил 104 тенге, то после двойного удешевления нефти он стал стоить 100 тенге. На отдельных заправочных колонках - 98. Почему же не сработал ни один из рыночных законов?
Другой пример. Солярка стоит дороже бензина, хотя себестоимость ее заметно ниже. Ни в одной нормальной стране дизтопливо не стоит дороже бензина! Реальные затраты на производство товара определяют его цену.
Журналисты одного местного телеканала попытались пробиться на заправочные колонки, чтобы выяснить, почему цены на автомобильное топливо не снижаются. Им в этом помогал правозащитник и советник акима города Караганды Дмитрий Бойко, человек довольно информированный и эрудированный. Он железно утверждает, что себестоимость 1 литра бензина около 25 тенге. А цена до 100 тенге за литр появляется благодаря тому, что между производителем автотоплива и его реализаторами слишком много посредников. Это утверждение было подкреплено заявлением на одной из колонок, что приобрести топливо непосредственно на заводе они не могут. Да и «накачивать» цены чревато последствиями: карагандинцы помнят, как сгорели несколько бензоколонок, когда на топливном рынке закреплялись «свои люди». Сегодня найти частника с одной-двумя колонками не получится, потому что все колонки поделены между несколькими фирмами. В свое время автомобилистов утешали тем, что как только «Казахойл» поставит свои колонки - цена сразу упадет. Однако этого не случилось. Мало того, цена за литр горючки на колонках «Казахойла»практически такая же, как и на других. Видимо, побеждает жажда высокой прибыли. В цивилизованных странах сверхприбыли изымаются в госбюджет. Чем же хуже наша страна? На каких принципах мы будем председательствовать в ОБСЕ, ведь в Европе законы рынка не только декларируются, но и работают.
Растущие цены на бензин и дизтопливо провоцируют рост стоимости продуктов, и нередко это служит главным доводом для тех, кто их производит, и тех, кто их продает гражданам. А это, в свою очередь, раскручивает инфляцию. В итоге малая часть граждан страны получает еще более высокие доходы, а большая их часть бьется, как рыба об лед, чтобы выжить. И как ни крути, многие карагандинцы (да и не только они) как ни напрягают свои мозги, никак не могут разглядеть в государстве социальной направленности, записанной в Основном законе страны. А это уже дорога к социальной напряженности в обществе, которая не может быть помощницей власти в разруливании кризиса. Кризис - реальность, как бы ни звучали оптимистично заявления высоких чинов о «своевременно принятых мерах».
Владимир Артеменко |