ВАГОН ПОВЫШЕННОГО ДИСКОМФОРТА
Как-то моим попутчиком оказался человек предпенсионного возраста. Узнав, что я родом из Южного Казахстана, принялся укорять: вот, мол, вы, южане, все хапаете. Даже два государственных маршрута «Казахстан темир жолы» (КТЖ) забрали, оставив проводников с носом.
К сожалению, все оказалось правдой. Мне организовали встречу с проводниками поездов №№9,10 сообщением Алматы – Астана и поездов №№51, 52 Алматы – Караганда. На прошедшем тендере, проведенном КТЖ, два вышеуказанных маршрута выиграл уроженец Южного Казахстана. Победитель обещал проводникам сохранить зарплату в сумме 70-80 тыс. тенге, которую они получали ранее в зависимости от стажа работы и категории.
Как часто бывает в нашей стране, сначала он слово дал, потом забрал… Каким-то образом в индивидуальных договорах оговоренная зарплата уменьшилась в результате урезки прежних льгот и надбавок за стаж работы и категории. Особо возмущавшимся предложили уволиться. Нынче новый хозяин платит проводникам лишь 50 тысяч тенге. Кроме этого, они рассказали о настоящем произволе, творящемся на этих маршрутах. По их словам, транспортный маршрут превратился в частную лавочку для выколачивания денег.
И вот неожиданно знакомлюсь с особенностями этого маршрута. Мне надо было ехать в северную столицу. На станции Шу, сойдя с поезда № 42 сообщением Атырау – Алматы, попытался купить билеты на первый проходивший поезд. Им оказалась «девятка», идущая в Астану. Но касса на станции Шу дала от ворот поворот. Самое интересное другое: к нам, гражданам, стоящим в очереди, то и дело подходили какие-то личности, обещая пристроить именно на этот поезд.
Попытка – не пытка. После прибытия поезда №9 на станцию подхожу к вагону №6, где уже скопилась кучка безбилетных пассажиров, становлюсь в очередь. Когда она подошла, говорю, что мне до Астаны. Мне выписывают от руки посадочный талон в вагон №2. Этот поезд на станции Шу стоит 20 минут. Сажусь в указанный вагон, но мест в купе нет. Когда мы тронулись, меня пригласили в служебное помещение проводников и предложили расположиться там. Моим соседом по служебному купе проводников оказался житель Кордайского района Жамбылской области М. Пернабаев, ехавший на заработки. С нас берут плату за постельное белье, а у Пернабаева еще и 4,5 тыс. тенге.
Очередь доходит до меня, я отказываюсь выкладывать такую же сумму, аргументируя тем, что пока не увижу стоимость на проездном билете, не буду платить, и тут такса за проезд снижается до 4 тыс. тенге. Я требую официального проездного билета и показываю удостоверение журналиста, до этого были записаны паспортные данные.
Мадам, командовавшая парадом безбилетников, исчезает. И часа через полтора-два мне приносят билет и 300 тенге сдачи (оказывается, билет выписан на имя Парнабаева, а не на меня, но было темно, и я не смог прочитать написанное). Мой сосед, заплативший 4,5 тыс. тенге вместо указанных в билете 3711, отдавший за постель 250 тенге, не получил ни тиынки сдачи.
Интересно, куда подевались проводники с переданных нам мест, ведь они в рейсе, и им надо отдыхать? Коротая время, они сидят в купе, где находятся приборы и оборудование вагона. Выходит, что с ведома начальника поезда их лишили положенного места отдыха, и они, уставшие и не выспавшиеся, прибудут в северную столицу.
Это грубое нарушение железнодорожного устава делается ради наживы. А между тем таких пассажиров, как я, было свыше десятка. Вот и считайте, сколько проводников железнодорожной компании «Туран экспресс» не отдохнуло. Утром прибыли в Астану, и мы с попутчиком пожелали усталым проводникам счастливого пути.
Пробыв больше суток в Астане, выезжаю в южную столицу. Покупаю билет в купейный вагон – вагон повышенного комфорта и сервиса. Захожу в вагон №6, но там темновато. После отправки поезда №10 и проверки билетов забираюсь на вторую полку. Хочу послушать последние новости, но гнездо радиоточки вырвано с корнем, хочу почитать, но светильники забиты крашеной фанерой. Хочу повесить костюм, но вместо крючка дырки. Да, «комфорт» и «сервис» в купейном вагоне оказались весьма запоминающимися. Кстати, двери купе в нем не закрывались. В туалетах краны поставлены бытовые, умываться очень непросто.
Моя соседка по купе Людмила Петровна, недовольная «сногсшибательным» сервисом, идет к проводнику и возвращается ни с чем. Гражданка Махаева категорически отказалась отвечать на вопросы. Если бригадирский вагон таков, то что говорить о других? О каком повышенном комфорте частной железнодорожной компании «Туран экспресс» может идти речь, если в вагоне отсутствуют элементарные удобства, которые есть и в плацкартном, и даже в общем вагоне соседней России? И здесь возникает главный вопрос: за что мы платим деньги авансом?
Прошу руководителя КТЖ Мамина возвратить деньги за недополученный сервис. И еще вопрос к руководству КТЖ и АО «Пассажирские перевозки»: куда смотрела тендерная комиссия, назвав победителем «Туран экспресс»?
К сожалению, не лучшее положение с элементарным сервисом на других поездах нашей республики.Все познается в сравнении. Бывая в служебных командировках, мне приходилось пользоваться услугами не только отечественного, но и российского, узбекского и кыргызского железнодорожного транспорта. И как пассажир с многолетним стажем, могу сказать, что казахстанские поезда самые худшие. Это могут подтвердить все, кто пользовался услугами железнодорожников соседних стран.
Магауя ХОЖАМУРАТОВ, ЮКО
Шу-Астана-Алматы
|
|
Регион
|