А были ли выборы?
Пожалуй, вопрос, вынесенный в заголовок, можно смело считать риторическим. Какие там выборы?! Подавляющее большинство наших соотечественников даже и не подозревали, что в стране идут какие-то выборы. А об избирательной кампании напоминало разве только появление одного из членов Центральной избирательной комиссии на экранах телевизоров. И все. Между тем выборы были, и об этом нам напомнило сообщение ЦИК и членов так называемого «Комитета по контролю за выборами». Сей комитет был создан в дни парламентских выборов пару лет назад и дал о себе знать в минувший понедельник. По словам председателя комитета депутата сената Куаныша Султанова, итоги выборов парламентариев не удивили. Вот что он сказал телеканалу КТК: «Это уже воля избирателей, как они избрали, так мы и вынуждены констатировать». Не промахнулся ли матерый аппаратчик, ибо волей избирателей здесь и не пахнет? Их, то есть избирателей, во внимание никто не принимал, потому что сенаторов избирают маслихаты. Маслихаты же у нас пока не стали органами, представляющими интересы народа, иначе говоря, нас всех, избирателей. Думается, что не все сенаторы согласятся с тем, что в сенате «меньше именно партийности». Особенно это может покоробить вновь избранных депутатов, ведь именно принадлежность к правящей партии «Нур Отан» и позволила им стать сенаторами. Или Куанышу Султанову было неудобно признать, что выборы в сенат оказались формальностью и его новыми коллегами стали назначенцы?..
В одном только можно согласиться с экс-послом Казахстана в Китае: в сенате «больше реальной конкретной работы». Ведь мажилис, согласно Конституции, только рассматривает и одобряет законопроекты, а принимает закон сенат. И в силу этого у сенаторов на самом деле больше работы. Но одна из задач сенаторов представлять свои округа или, как это принято сейчас говорить, регионы. Вот здесь-то и начинается самое интересное. Можно биться об заклад, что фамилии сенаторов в областях знают только работники акиматов и представители политических партий. Остальные жители и понятия не имеют, кто представляет их область в верхней палате парламента. И вовсе не потому, что настолько безразлично относятся к политике. Просто это сенаторы сами делают все, чтобы о них не вспоминали. Активизируются же они только на выборах. И… многих сенаторов не услышать во время обсуждения законопроектов. Спрашивается, а где та самая «конкретная работа», о которой говорит Куаныш Султанов? Если это не проявляется ни в законотворчестве, ни в отстаивании интересов своей области. Хотя примеры обратного характера имеются. Например, Тасбай Симамбаев в сенате с 1995 года. Можно по-разному относиться к этому человеку, но у него стоит поучиться умению отстаивать интересы своей Северо-Казахстанской области. И не только жителей своей родной области, но и аграриев в целом. С первого состава палаты работают и Леонид Бурлаков, Бексултан Туткушев. Если Леонид Николаевич, как никто другой, знает все проблемы западных областей страны и регулярно поднимает вопросы, актуальные для жителей Актау, Атырау, то с Бексултаном Туткушевым трудно поспорить во всем, что касается медицины. Вот они достойно представляют свои регионы и свой электорат. Многие поправки в законопроекты относительно прав работников прокуратуры и правоохранительных органов на счету Ермека Жумабаева, который с 1995 года представляет Павлодарскую область в Сенате.
Но таких примеров единицы. Большая часть сенаторов аморфна. К примеру, неожиданно проявил себя с хозяйской стороны на посту заместителя акима Астаны композитор Тулеген Мухамеджанов. А в сенате затерялся. То же можно сказать и о нашем известном писателе Абише Кекилбаеве. Увы, в последние годы давно ничего не пишет. А ведь таких талантов у нас раз-два и обчелся. Зачем маститому писателю сенат? Ведь читатели давно жаждались его новых романов. А писать Абиш-ага умеет так, что дрожь пробирает, когда читаешь его книги. Чего стоит только одна его повесть о призовом бегунце в переводе Ильи Шухова? В маленькой повести суметь отразить все то, над чем бьются философы, начиная с античности и до наших времен, - такое доступно не каждому. Может быть, хорошему писателю Кекилбаеву лучше было бы писать. Но, очевидно, жизнь вносит свои коррективы…
Сенаторов часто ругают. И правильно ругают. Но вот что интересно. Задолго до того, как стали поднимать вопрос о чрезмерной концентрации СМИ в одних руках, а именно, в медиа-холдинге Дариги Назарбаевой (в 1997 году), об этом заговорили сенаторы. Федор Добрышин, сенатор от Астаны, первым задался вопросом, а почему на «Хабар» идут огромные деньги из бюджета и при этом холдинг считается частным. Видимо, этот вопрос стоил сенатору в дальнейшем карьеры, во всяком случае, больше его сенатором не избирают. Но тогда он был поддержан многими своими коллегами. Трудно представить себе, чтобы сегодня сенаторы поднимали столь животрепещущие вопросы.
Большинство граждан и не представляют себе, чем именно занимается сенат. Да и журналисты неохотно пишут о буднях верхней палаты, полагая, что все страсти кипят в мажилисе. Но если бы представители масс-медиа удосужились проинформировать общественность о сегодняшнем состоянии сената, то увидели бы немало интересного. Хотя вопрос о наличии двухпалатного парламента в унитарном государстве все равно не снимается с повестки дня. Потому что никакого влияния на законотворчество или развитие политической системы страны парламент в целом и сенат, в частности, не имеют. Более того, парламент можно считать придатком к администрации главы государства, так как нет реального разделения властей. Но это тема для исследователей, а не для газетной публикации.
Выборы в сенат прошли, как и ожидалось. Из 16 избранных депутатов 7 были действующими сенаторами, все они являются членами партии «Нур Отан». Нарушений международные наблюдатели не заметили, разве только в Южно-Казахстанской области имеются испорченные бюллетени. Очевидно, маслихатовцам неправильно объяснили, как их надо заполнять, или они сознательно испортили бумаги. Среди избранных сенаторов нет ни одного самовыдвиженца. И это объяснимо. Зачем в сенате не проверенные люди? И тем более такие, как лидер экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов, который сейчас стучится во все двери, указывая на нарушения в ходе избирательной кампании. Самой кампании, как таковой, широкая общественность так и не увидела. Ни тебе встреч с электоратом, ни выступлений по телевидению, в общем, ничего такого, что обычно сопровождает выборы. Поневоле задумаешься, а были ли выборы. И нужно ли тратить деньги налогоплательщиков на пустую формальность, когда результат вполне предсказуем?..
Айгуль Абдысалимкызы |
|
Политика
|