Они больше
не увидят света
Они поднимались после смены навстречу свету. Поднимались в шахтерской клети. И вряд ли кому из них приходила в голову мысль, что это была их последняя рабочая смена, что они окажутся не на-гора, а на дне 550-метрового шахтного ствола.
Подъемная клеть резко тормознула на 196-м метре от стволового дна. Да так резко, что шесть горняков вывалились из клети и упали вниз. Спасателям потом потребовалось несколько часов, чтобы отыскать их тела и поднять на шахтную поверхность.
Как могло такое случиться? Этим вопросом теперь задаются те, кто расследует причину групповой гибели людей на руднике №65, принадлежащем корпорации «Казахмыс». Этим вопросом задавались и члены правительственной комиссии, приезжавшей на рудник.
Как бы то ни было, но первая причина уже видна невооруженным специальными знаниями глазом. В клети поднимали сразу 39 человек при положенной норме в 21. Спрашивается, где же был технический надзор? Куда смотрели те, кому положено контролировать соблюдение техники безопасности? Выходит, опять сработал пресловутый «человеческий фактор»?
Ответит ли следствие на все вопросы или же опять многое уйдет в «песок» корпоративных интересов, неизвестно, а пока есть только грустный факт: в городе Сатпаеве в минувшее воскресенье сразу на шесть мужчин стало меньше!
Двумя днями раньше в ТОО «Вторпром» шесть рабочих отравились «неизвестным газом». ЧП случилось во время работы, когда на предприятии пускали новое оборудование. И так увлеклись пуском, что не заметили, как из строя вышла вентиляция. Это и привело к тому, что рабочие получили даже «небольшие поражения головного мозга».
Почему вышла из строя вентиляция? Главный инженер ТОО Сергей Маркоянц объяснил случившееся просто: «Контакты залипли!» Из-за них шкаф управления вышел из строя, вот и загазовался цех. А еще: «слишком мощным оказался двигатель на новом китайском оборудовании, вот наше электрооборудование не выдержало».
Спрашивается, а как же с предварительными инженерными расчетами? Хорошо, что в крови у рабочих доза угарного газа оказалась не столь значительной и не привела к необратимым процессам, хотя еще надо подождать: таким ли уж верным окажется первоначальный диагноз, по которому «угрозы жизни нет». Что-то слишком уж много угроз для жизни на многих предприятиях страны! С одной стороны, слышится плач чиновников, что у нас не хватает квалифицированных рабочих, а с другой - никакой заботы о том, чтобы они не гибли из-за набившего уже всем оскомину «человеческого фактора». Жизнь показывает, что он проявляется там, где нет должного порядка, где охрана труда на заднем плане, порой из-за грошовой экономии.
Владимир Артеменко,
г.Караганда |