ПАРТИЯ «АЗАТ» ТРЕБУЕТ ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
И СОЗЫВА АНТИКРИЗИСНОГО СОВЕЩАНИЯ
Данные требования выдвинуты партией с целью преодоления экономического кризиса в стране. Об этом шел разговор на пресс-конференции, прошедшей в Алматы 13 октября 2008 г. Ее участниками стали Тулеген Жукеев, генеральный секретарь партии «Азат», Петр Своик, Маржан Аспандиярова, заместители председателя этой партии.
Организаторы пресс-конференции отметили, что партия «Азат» еще в мае, то есть несколько месяцев назад, предлагала ряд конкретных мер для борьбы с кризисом, в частности: перенаправить в госбюджете 3 миллиарда долларов для справедливой компенсации удорожания стоимости жизни; пересмотреть нефтяные и горнорудные контракты, кардинально увеличив размеры налогообложения добывающих компаний; ввести экспортную пошлину на вывоз энергоносителей за рубеж; заменить 13% налога на добавленную стоимость на 5% налога с розничных продаж. Власть с большим опозданием начала, и то частично, реализовывать предложения партии.
Одной из причин запоздалой реакции правительства стало то, что малый и средний бизнес продолжает погружаться в глубокий кризис; доля конечного потребления населения в ВВП страны за полугодие упала по сравнению с прошлым годом с 56,5% до 51,2%; реальная зарплата за август текущего года составила 97,2% по сравнению с прошлым годом; продолжается спад в обрабатывающей промышленности, жилищном строительстве и других отраслях. Зато по уровню коррупции Казахстан обогнал такие страны, как Эфиопия, Нигерия и подобные им. Страна скатилась с 51-го на 66-е место в рейтинге Всемирного экономического форума. Это при том, что она стремилась войти в 50 самых конкурентоспособных стран мира.
Организаторы пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.
- Президент сказал, что дает 10 млрд долларов под хорошо проработанную программу. Кто, на ваш взгляд, может такую программу проработать?
Петр Своик:
- Ответ на вопрос: кто может хорошо проработать то, что ожидает г-н Назарбаев? - содержится в заявлении партии «Азат». Мы говорим, что действующее правительство должно быть отправлено в отставку, создано анитикризисное совещание. Весной мы предлагали включить в это совещание авторитетные общественные организации, бизнес-сообщества. Сегодня правительство готово распечатать нацфонд, что само по себе свидетельствует о крайней кризисной ситуации. Деньги руководители страны готовы выделять, но на что их выделять? Я напомню, что когда правительство Масимова начинало свою деятельность, то у него были амбициозные программы: это СПК, частное и государственное партнерство, это кластеры, венчурные и прочие вложения в наиболее прибыльные зарубежные компании и прочее. Что из этого получилось? Вы сами знаете. Говорить, что это правительство что-то может более или менее существенное родить, не приходится. Еще несколько месяцев назад нам говорили о 30 корпоративных лидерах, прорывных проектах, причем обещали, что все это заработает к 2011 году. Что это за год? Это канун известных выборов. Все должно получиться когда-то потом. Сейчас ничего не получается. Деньги надо выделять, но выделять их не на что: нет реальных проектов, которые необходимо осуществить для экономической и социальной стабилизации, нет и людей в Ак Орде, которые могли бы предложить что-то дельное. А потом еще бы и исполнить, не разворовав средства.
Маржан Аспандиярова:
- Правительство создало такую ситуацию, при которой лучшие умы, которые есть в стране и которые должны сконцентрироваться на решении стоящих перед обществом и государством задач, не могут этого сделать. Последние перестановки в правительстве говорят как раз о том, что Администрация президента выдохлась. Говорят, от перестановки мест сумма не меняется. Сейчас надо принимать жесткие меры. Те предложения, которые мы вносим, продуманы и взвешенны.
На прошлой неделе мы с председателем побывали в Южном Казахстане - в Шымкенте, Туркестане, Таразе. Встречались с населением. Вчера я вернулась из Кызылорды. Люди не ощущают того, что в стране есть правительство, которое о них заботится. Сегодня правительство, на мой взгляд, превратилось в репрессивный, карательный орган. Наши граждане не знают, как выжить в создавшихся условиях. Я уж не говорю о социально незащищенных слоях населения. В стране наступил такой момент, когда президент должен взять на себя персональную ответственность за преодоление кризиса.
- Могли бы вы прокомментировать кадровую перестановку в Ак Орде?
Тулеген Жукеев:
- Как я понял, поменяли руководителя Администрации президента, им стал А. Мусин; «Самрук» с «Казыной» объединили, назначив руководителем К. Келимбетова. Надо ожидать, что скоро изберут нового председателя мажилиса. Заместителем партии «Нур Отан» назначен вместо Джаксыбекова Калетаев. Возможно, еще будет перемещение, но вряд ли эти лица внесут кардинальное изменение в экономическую и политическую жизнь. Мнение о том, что вновь назначенные люди успешнее справятся с вызовами времени и возникшими задачами, скорее всего, иллюзорно. Проблемы лежат даже не в управленческом опыте людей - они глубже.
- Известно ли вам, как складывается ситуация на мировом сырьевом рынке? Каким образом она может отразиться на экономике Казахстана?
- Если бы знать тенденцию развития цен на сырьевом рынке, особенно по нефти, можно было бы стать миллиардером. Но цены на нефть невозможно угадать. В мире есть огромные исследовательские центры, но и они не могут точно определить цену на нефть, так как здесь оказывают влияние слишком многие факторы. Цены на горнорудное сырье: медь, цинк, экспортную продукцию нашей промышленности - значительно снизились. В связи с этим снижением упала капитализация. Снизились цены, и спрос упал. Если произойдет мировая рецессия в США, Европе, если начнется значительное падение экономики в Китае, Индии, Бразилии, естественно, со снижением спроса на нашу продукцию, цены на нее будут падать. Тогда это может отразиться на экономической ситуации в Казахстане. Для нашей страны цена барреля нефти в 50-60 долларов является критической. Правда, у нас есть значительные средства в Национальном фонде, есть золотовалютные резервы, и при умной, дальновидной и ответственной экономической политике можно выйти из ситуации без спада в производстве. Рост производства может быть ниже, скажем, всего 2-3 %, но в этом случае нужна другая экономическая политика.
Владимир Воевод |
|
Политика
|