Сколько стоят неблагоприятные метеоусловия?
В Усть-Каменогорске подвели итоги выполнения региональной программы охраны окружающей среды за первое полугодие. Из выступлений стало известно, что, несмотря на реализацию программы и освоение средств, индекс загрязнения атмосферы в городе не уменьшился. Причём индекс загрязнения атмосферы отслеживается по семи загрязняющим веществам, тогда как в атмосферу выбрасывается более 40 видов загрязняющих веществ, вторичное загрязнение (пыление от ветра) и вовсе не учитывается. Таким образом, применяемый метод определения индекса загрязнения атмосферы для Усть-Каменогорска не подходит, так как объективно не оценивает состояние атмосферы.
Особенно в период безветрия, когда выбрасываемые в атмосферу загрязнения накапливаются в приземном слое и вдыхаются населением, в результате чего продолжительность жизни сокращается на 7-9 лет. Это сокращение жизни визуально не заметно, так как растянуто во времени и сиюминутно не ощущается. Фактически штиль – это природное явление непреодолимой силы. Следовательно, оно попадает в разряд форс-мажорных обстоятельств, при наступлении которых следует действовать так, чтобы свести на нет его вредные последствия, а лучше вообще прекратить деятельность, связанную с выбросами вредных веществ. Если это невозможно, то необходимо оценить вред, причинённый населению и природе, и компенсировать его соответствующей выплатой. Пока вся борьба с этим ежегодно имеющим место злом сведена к выпуску памятки для населения промышленных городов, где изложены меры защиты организма человека при наступлении так называемых неблагоприятных метеорологических условий. Это надо же придумать такое название – благодатный штиль, дарованный нам природой, назвать неблагоприятным. Рекомендации предприятиям снизить объём производства на 1/3 в период НМУ не имеют юридической силы и поэтому никогда исполняться не будут. Снижения транспортных выбросов без принятия соответствующих мер также происходить не будет. Что же делать?
Для начала заглянуть в Экологический кодекс РК. В нём, в главе 11, подробно изложен порядок экономической оценки ущерба, нанесённого окружающей среде. В статье 109 Кодекса чётко прописано: «…Стоимость мер по ликвидации последствий ущерба определяется по их рыночной стоимости». В статье 110 Кодекса указано: «Экономическая оценка ущерба определяется путём суммирования ущерба по каждому ингредиенту». Цель оценки определена в п.1 ст. 109: «Цель оценки состоит в том, чтобы определить затраты … на оздоровление живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий». В Кодексе также прописаны обязанности должностных лиц уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в первую очередь рассматривать возможность восстановления окружающей среды лицом, нанёсшим ущерб окружающей среде. А также в месячный срок с даты установления факта нанесения ущерба окружающей среде проводить сбор и анализ необходимых материалов и устанавливать экономическую оценку нанесённого ущерба.
Кодекс введён в действие с 3 февраля 2007 года. Как видим, имеется достаточно юридических оснований для ликвидации последствий НМУ, если их не удаётся предотвратить. Почему же в г.Усть-Каменогорске этот закон не исполняется? Почему в региональной программе охраны окружающей среды ВКО на 2008-2010 годы не предусмотрено финансирование оздоровления пока ещё живых организмов? Вопрос сложный, но решаемый.
В связи с увеличением ставок за выбросы загрязняющих веществ в ВКО появился финансовый резерв в 1,5 млрд. тенге. Из этого резерва можно предусмотреть затраты на оздоровление населения. Осталось определить размер средств, которые можно направить на эти цели. Существуют методики определения размеров ущерба природе вообще, а методик определения ущерба человеку ещё не придумали. Однако это делается очень просто и юридически обоснованно. Известно, что продолжительность НМУ за 2007 год составила 85 суток. Известно также, что по экологическим причинам, а также по причине воздействия семипалатинского полигона продолжительность жизни в Усть-Каменогорске в среднем на восемь лет меньше, то есть на 2920 суток. Стоимость потребительской корзины составляет 10 тысяч тенге в месяц или 333,33 тенге в сутки. Определим размер выплат за 2007 год: он равен 28333,32 тенге на 1 жителя или 8,49 млрд. тенге в год по городу. Продолжительность выплат при этом будет составлять восемь лет, а общий размер выплат на одного человека составит 226666,56 тенге. Финансирование может осуществляться из республиканского, местного бюджетов, а также за счёт прибыли предприятий-загрязнителей.
Конечно, 28 тысяч тенге за год – небольшая компенсация за потерянное здоровье и уменьшение продолжительности жизни. Но с чего-то надо начинать. Сейчас-то многострадальные жители столицы цветной металлургии и атомной промышленности Казахстана вообще ничего не получают. Тем более, закон позволяет это сделать. Для пока еще живых организмов.
Эдуард Датчиков,
председатель ОО «Life», г.Усть-Каменогорск |
, |
|