№ 29 (153) 7 - 13 ноября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЭНЕРГИИ ВОЛИ

Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию уже вызвало бурю эмоций, в том числе негативных, благодаря одному из ударных предложений – об увеличении срока президентских полномочий до шести лет, а Государственной думы - до пяти лет. Однако сей новационный документ можно рассматривать не только под знаком минус, но и под знаком плюс, в зависимости от применяемых критериев и тенденциозности подхода. Стремление нового лидера страны сделать Россию передовым государством в условиях мировой нестабильности, причем, негласно используя опыт своего соседа и союзника – Казахстана, уже само по себе является позитивным.

После нефтяных качалок
Выступление г-на Медведева 5 ноября в Георгиевском зале Кремля отлично от предыдущих посланий Владимира Путина, в его бытность президентом, не только сменой внутренних декораций (оно было озвучено в Георгиевском зале Кремля, а не в Мраморном). «Это Послание стало первым для Дмитрия Медведева в качестве Президента. Но, важность его не столько в дебюте, сколько в мощнейшем содержании.
Фактически, это самое фундаментальное президентское Послание в новейшей истории России», - утверждает неофициальный Интернет-портал, посвященный деятельности г-на Медведева, www.medvedev-da.ru. А фундаментальность эта вынужденная – новые вызовы рынка и военные угрозы (мировой финансовый кризис, выборы президента США, события на Кавказе и размещение ПРО в Восточной Европе) означают то, что сменились не только «декорации дальнего плана». По ходу «пьесы» меняются сама сцена, роли и их исполнители. После электорального антракта для российской экономики и политики наступило время настоящей школы жизни, которая должна заключаться для представителей верховной власти не в опыте перекочевывания из кресла в кресло, и не в уютном жировании на стремительно дешевеющих ныне экспортных природных ресурсах, а в испытании гнета ответственности, умении проявить адекватно необходимую политическую волю. Это своеобразный переход от сидения у нефтяной качалки к разбору полетов, то есть «качалову», хотя вряд ли уместен тут сленг «лихих 90-х».
Такой удар волевой энергии был осуществлен 5 ноября. И он лишь для некоторых похож на демонстрацию триумфального духа нацизма, который был показан в свое время в фильме знаменитого режиссера Лени Риффеншталь. Это скорее дух философии Эдисона, на который часто ссылаются гарвардские и прочие западные учебники по менеджменту. Речь идет о том самом Эдисоне, который с помощью электрических лампочек мечтал осветить вечерний Нью-Йорк так, чтобы в нем стало светло как днем. Изобретатель говорил о том, что если есть у человека амбиции, желание и силы работать и днем и ночью, то любые планы ему станут подвластны.
«В первом Послании Федеральному собранию считаю необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни, цели и ценности нашего общества, закрепленных в Конституции России, и, благодаря этому, прямо влияющих на все аспекты внутренней и внешней политики», - так начал свою речь г-н Медведев. В меру радикальное, прямое и жесткое, с реверансами по отношению к простым россиянам, это Послание является пробивным, можно даже сказать, неорузвельтовским (а опытом преодоления кризиса 1929-1933 годов Франклином Рузвельтом сейчас интересуются политики многих стран).
И все же Послание г-на Медведева смущает многих наблюдателей. Одни сомневаются в перспективах либерализации, другие говорят, что г-н Медведев «заранее избрал себя» на второй срок, и спрашивают, какие политические перспективы у Владимира Путина, третьи недоумевают, зачем так рано просить для президента и парламента продления сроков властных полномочий. Но это все естественные рефлексы на мощный политический мессидж. Главная проблема заключается в ответе на вопрос: Послание президента – это порождение воли или волюнтаризма?
Воображаемое – если оно является образом реальной действительности – в политологии считается сильным фактором политики. Однако любая власть, как и претенденты на нее, пытаются моделировать жизнь страны, рассказывать ее жителям о своем видении успехов в преодолении трудностей и вызовов нового времени.
Сегодня главное для г-на Медведева – это определение требуемой нормы расчета, наличие дара политического предвидения, чувство разумной достаточности. Ведь если принимать желаемое за действительное, то воображаемое становится мифом и делается опасным. Например, критики уже не преминули отметить в речи г-на Медведева излишнюю, по их мнению, уверенность в понимании намерений противника. Здесь имеется в виду разнос в пух и прах президентом России «односторонней политики администрации США», связанной с «нападением грузинских войск на Южную Осетию», предложение «создать механизмы, блокирующие ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества» и предупреждение о том, что «ускоренное навязывание Европе американских противоракетных систем само собой повлечет ответные меры со стороны России». Это эксперты, скептически настроенные к новому курсу г-на Медведева, назовут прямым шагом к конфронтации с США, хотя, думаю, что в Вашингтоне все вышесказанное будет расценено как критика ошибок республиканцев и предложение договориться на новых условиях.
Наконец, нельзя забывать, что бюрократизм, коррупция, трудности с реальным плюрализмом – все это благоприятствует волюнтаризму. Вместе с тем волевой компонент президентского лидерства остается значимым, а где-то и определяющим элементом современной российской действительности. Причем он характерен для всех российских президентов – от Ельцина до Медведева. Проблема лишь в том, как ограничивать его компетентностью и прагматизмом. Ведь если пользоваться терминологией писателя Андрея Платонова, то «государственные жители», по сути, заинтересованы отнюдь не в сокращении аппарата, а в размножении властных учреждений. А г-н Медведев предлагает «скрестить коня и трепетную лань», то есть в Послании вместе увязаны усиление государства, борьба с коррупцией и бюрократизмом, развитие демократии и прав человека, и даже настаивание на реформе мировой политической и экономической систем. Решить все эти проблемы – сложная задача, но это признает и сам г-н Медведев. Его воля все же не сравнима с импульсивными реакциями народников или эсеров во времена Российской Империи, волюнтаризмом героя-разоблачителя Никиты Хрущева или «прораба перестройки» Михаила Горбачева в советские времена. Воля
г-на Медведева неизбежна, она является констатацией факта стремления завершить строительство нового, успешного и эффективного государства. Впрочем, проблема соотношения импульса и расчета все еще мало исследована постсоветской политологией.

Уроки Казахстана
Прошлогоднее Послание Владимира Путина отражало своей мягкостью сытое нефтяное благополучие и уверенность в завтрашнем дне. «Наверняка многие еще не знают – готов проинформировать вас: в 2006 году Россия заняла первое место по добыче нефти в мире», - сказал тогда г-н Путин. Послание Президента от 26 апреля 2007 года в основном было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке, то есть тому, как правильно потратить поступившие от экспорта деньги. Явным же внешнеполитическим жупелом явилось лишь заявление об объявлении моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ.
Сегодня ситуация другая. Цены на нефть продолжают падать, и говорить о распределении сверхдоходов уже не приходится. «В сегодняшний непростой период государство будет выполнять свои обязательства перед гражданами», - подчеркнул Медведев. Полные уверенности в себе и своих силах заявления российского президента призваны обеспечить простым гражданам психологическую компенсацию в виде амбиций страны, в которой они живут, и связанной с этими амбициями надежды. Нельзя, к слову, и забывать о том, что на фоне столь эффективного проявления политической воли пропадает желание рассуждать о справедливости нахождения основных богатств, политических и экономических рычагов в тех или иных руках.
Что же касается казахстанских наблюдателей, то в Послании российского президента им явно были слышны знакомые акценты. И дело не только в том, что Россия и Казахстан имеют много общего в политике и экономике. Первая волна финансового кризиса накрыла Казахстан в 2007 году, поэтому Астана сделала попытку раньше «взять быка за рога», оказалась по времени более подготовленной психологически к кризису. Кроме того, уже не первый год призывают уделить пристальное внимание опыту казахстанских реформ некоторые российские политологи.
Судите сами. Президент Медведев, как и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев демонстрирует своими речами планы не на один день. По сути де­ла, в публичных выступлениях лидеров говорится о предпринимаемых шагах для того, чтобы улучшить эффективность управления, контроля и сохранения за собой пространства для маневров.
Обоим главам государств требуется работоспособный парламент, который способен работать с президентом для сохранения эффективности выработки политических решений, а не для высказывания радикальных идей или обретения властного статуса сенаторами - «денежными мешками».
В мае 2007 года г-н Назарбаев подписал принятый парламентом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. В результате значительная часть контроля над исполнительной властью была уступлена парламенту, правда, с предсказуемым финалом и исключением потенциальных рисков. А спустя полтора года г-н Медведев предложил расширить конституционные права Федерального собрания и отнести к предмету ведения Государственной думы контрольные функции в отношении исполнительной власти.
Еще в 1995 году специальным референдумом полномочия казахстанского президента были продлены до 2000 года, а в октябре 1998-го благодаря парламенту срок этих полномочий был увеличен до семи лет. Но российская власть решилась на увеличение срока конституционных полномочий лишь в нынешнем году, хотя спикер Совета Федерации Сергей Миронов это предлагал сделать неоднократно, с тех пор как он стал руководителем верхней палаты парламента.
Правда, непонятно, идет речь о продлении полномочий г-на Медведева, или же изменения вступят в силу в 2012 году, для следующего президента и очередного состава Государственной Думы. Но это – всего лишь юридическая норма, принципиально не меняющая ситуацию. В прошлом году парламент Казахстана снял ограничения на количество сроков для первого президента страны, и до сих пор неизвестно, воспользуется ли г-н Назарбаев своим правом в том же 2012 году.
У обоих президентов имеется три важных, на мой взгляд, препятствия на пути к укреплению и процветанию государств.
Первым препятствием является коррумпированная бюрократия. Казахстан - первое государство среди стран СНГ, принявшее закон о коррупции. А нынешний год вообще проходит в стране под знаком всенародной борьбы со взяточничеством. Тему борьбы с коррупцией и бюрократией, которая «периодически кошмарит бизнес», неоднократно поднимал и г-н Медведев. Главы государств понимают, что состояние государства, больного коррупцией, порой не вызывает горячего желания служить ему, ограничиваясь стремлением людей решать только личные проблемы, терпеть или относиться к существующему порядку, как к норме.
Второе препятствие для властей – сами люди. Хоть и большинство из них уже не совки, но и до Граждан с большой буквы им еще далеко. «Я бы хотел сделать такую демократию, как в Америке, но где мне взять столько американцев в Казахстане?», - сказал в свое время в интервью Reuters г-н Назарбаев. Г-н Медведев в своем послании процитировал премьер-министра Российской империи Петра Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси».
Третье препятствие – мнение международной экономической и политической общественности. Власти обоих государств, конечно, благодаря природным ресурсам и промышленному потенциалу гораздо более эффективно могут внедрять идеологию «нео-чучхе», без автомобилей, передвигающихся на дровах, как в Северной Корее. Но это – вчерашний день. Заявление обоих лидеров о том, что из кризиса надо выйти еще более сильными – есть попытка убедить внешнее окружение в самодостаточности стран, в том, что с ними можно и нужно иметь партнерские отношения.
Новые горизонты управления оба государства видят в «охоте за головами», молодыми и талантливыми кадрами. Эта «охота» давно ведется в Казахстане благодаря программе «Болашак», а г-н Медведев делает ставку на «возрождение российской образовательной системы», чьи «прежние успехи были признаны во всем мире».
В многонациональных странах всегда эффективно работает еще один весомый показатель – отсутствие межнациональных конфликтов, что всегда симпатизирует росту экономики. Поэтому оба лидера используют в своих речах идейно-политические понятия «казахстанская нация» и «российская нация».
Наконец, даже предложение г-на Медведева дать гарантии партиям, получившим до 7% голосов, которые «могли бы рассчитывать гарантированно на один - два депутатских мандата», в Казахстане уже слышали. 2 сентября нынешнего года  г-н Назарбаев, выступая на открытии II Парламентской сессии IV созыва предложил разработать правовой механизм, согласно которому «парламент будет состоять не менее чем из 2 партий, даже если одна из них не соответствует требованию о преодолении 7-процентного барьера». Да и сам 7-процентный барьер прохождения партий в Казахстане внедрили раньше, чем в России. Так что, уникальный опыт Казахстана в строительстве новой политики и экономики прекрасно вписывается в сегодняшний российский контекст, следовательно, схема изучения властных инициатив «сегодня – здесь, а завтра - там» в ближайшее время обязательно пригодится.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Политика
Прямая речь
Н. Назарбаев, президент РК: «Мировой финансовый кризис продолжается
----------------------------------------------------

НОВЫЙ ПОСОЛ США  ПРОДОЛЖИЛ ТРАДИЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ
С ЖУРНАЛИСТАМИ КАЗАХСТАНА

Как и прежние послы, Ричард Хоугланд отметился в Алматы встречей с журналистами.
----------------------------------------------------

«ХАПАЛИ» МИЛЛИОНАМИ
На актуальный в ЮКО вопрос: почему не завершается указанное в срок строительство школ
----------------------------------------------------

ПРОКУРОР СЧИТАЕТ, ЧТО КУЛЕКЕЕВА СЛЕДУЕТ ПОСАДИТЬ НА 10 ЛЕТ
В последний день октября на судебном заседании по уголовному делу экс-президента  Национальной компании «Казахстан Темир Жолы»
----------------------------------------------------

Кто не закрыл сейф?
Помнится, в свое время проводилась политика сближения города и деревни.
----------------------------------------------------

Старший брат учится у младшего?..
Россия идет по пути Казахстана, удлиняя срок депутатских мандатов и президентских полномочий
В администрации президента начались ожидаемые кадровые перестановки.
----------------------------------------------------

ЦК КОМПАРТИИ КАЗАХСТАНА ПОДДЕРЖАЛ ДВА ОБРАЩЕНИЯ
Об этом шла речь на пресс-конференции, которая прошла в Алматы 5 ноября.
----------------------------------------------------

МОГУТ ЛИ КАЗАХСТАНЦЫ СТАТЬ ЕДИНЫМ НАРОДОМ?
3 ноября в Алматы состоялся «круглый стол» по вопросам этнополитических процессов в Казахстане. В дискуссии приняли участие социологи, политологи, руководители отдельных политических партий.
----------------------------------------------------

«Это наш момент», - так сказал Барак Обама
Аналитики уже начали спор о том, можно ли говорить об изменении политического ландшафта в США после победы Барака Обамы.
----------------------------------------------------

Сайт управляется системой uCoz