№ 30 (154) 14 - 20 ноября 2008 г. |
/ |
/ |
/ |
Начало конца управляемой демократии? Традиционными каналами гражданского участия в политике являются выборы, членство в политических партиях и профсоюзах. В последние годы наблюдается тенденция общего снижения участия граждан в указанных сферах. В этом смысле Казахстан мало чем отличается от других стран мира, в том числе от «старых демократий». Другое дело, что с некоторых пор в республике стали появляться альтернативные каналы влияния граждан на политический процесс. Речь идет в первую очередь о стихийных формах самоорганизации общественных движений, в которые вовлекаются граждане, ранее не участвовавшие в коллективных акциях прямого действия. Это новое для нас явление, учитывая, что в политической культуре нашего общества на протяжении достаточно длительного периода традиций институционально оформленных протестных действий не было вообще. Буквально на глазах идет активный процесс замены традиционных организаций (партий и профсоюзов) новыми социальными движениями и группами , возникающими по поводу какой-то конкретной проблемы, будь то запрет праворульных машин, незаконный снос жилья под мифические государственные нужды либо строительство долевого жилья, ипотека и т.д. Во многом этот процесс обусловлен кризисом традиционных политических институтов в Казахстане. Ни действующие парламент и маслихаты, ни политические партии не отражают интересов многих социальных групп, не обеспечивают широкий доступ граждан к процессам обсуждения и принятия политических решений. С точки зрения формирующейся новой модели гражданского участия эти институты перестали быть легитимными формами представительства интересов. По сути, публичная политика вышла за пределы институционального, электорального поля. И это серьезно осложняет положение основных политических институтов. На повестке дня остро стоит вопрос: кто может быть легитимным представителем групп граждан? Кризис представительства носит затяжной характер в нашей стране. Партии не справляются с ролью посредника между обществом и государством. Эту роль осваивают общественные организации, движения и группы гражданского общества, которые берут на себя функции критики и контроля за принимаемыми политическими решениями. По-видимому, сейчас стоит необходимость кардинального обновления самой концепции представительства, учитывая появление новых форм реализации гражданских инициатив. Отказываясь от дискредитировавших себя привычных форм (выборы, партии и т.д.), казахстанцы все чаще используют прямые формы коллективных действий - петиции, митинги, пикеты, бойкоты, голодовки и т.п. Для этих форм не обязательно наличие коллективной идентичности. Основой идентичности новых движений и групп являются общие проблемы, интересы и потребности, а не, как это было раньше, классовый, социально-профессиональный или иной статус. Люди объединяются для солидарных действий, направленных на решение конкретных проблем. Здесь самое главное – это ощущение общности, чувство принадлежности к группе, разделяемое ее участниками . Можно назвать этот процесс новым политическим поворотом в новейшей истории Казахстана. Вопреки ограничениям действующей политической системы сами граждане формируют новую структуру политических возможностей, создавая средства участия в публичной политике для самых слабых и неорганизованных интересов и тем самым делая представительство более равным. Разве не это основной принцип демократии? На 17-ом году независимости Казахстан делает разворот в сторону действительной демократии. И, заметьте, делает это сам народ. Возможно, это начало конца управляемой демократии. |
Политика |