Признавать - не признавать?
Казахстан стоит перед выбором: поддержать Россию и признать независимость Южной Осетии или последовать призыву ЕС и не признавать
Брюссель или Москва?
Уходящая неделя отмечена событиями на внешнеполитической арене. В Канаду, по сообщению агентства «Интерфакс-Казахстан», отбыла парламентская делегация во главе со спикером сената Касым-Жомартом Токаевым. Казахстанские депутаты примут участие в осенних заседаниях парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. Нынешние заседания знаменательны тем, что впервые представитель Казахстана будет в них участвовать не только как глава делегации, но и как заместитель председателя ПА ОБСЕ. На эту должность, напоминает агентство, спикер верхней палаты казахстанского парламента был избран во время летней сессии ПА ОБСЕ, прошедшей нынешним летом в Астане. Следует отметить, что данный шаг принят с учетом предстоящего председательства Казахстана в авторитетной международной организации в 2010 году. В то же время нельзя не подчеркнуть, что г-н Токаев пользуется признанием на международной арене как опытный дипломат и весьма разносторонний политик, имеющий опыт руководства правительством. Помимо самих заседаний ассамблеи, Касым-Жомарт Кемелович встретится со спикером канадского парламента и выступит в Торонтском университете.
«Интерфакс-Казахстан» указывает, что в числе прочих вопросов на заседаниях ассамблеи будут рассматриваться события вокруг Южной Осетии и российско-грузинского конфликта. И видимо, казахстанскому спикеру придется выразить наше отношение к этому. Напомню, что официальной позиции Казахстана в отношении признания независимости Южной Осетии и Абхазии пока нет. Президент Нурсултан Назарбаев во время переговоров со своим российским коллегой в рамках саммита ШОС заявил, что поддерживает позицию России и не понимает, почему Запад не выразил своего отношения к агрессии со стороны Грузии. Кроме этого, со стороны Казахстана не последовало других шагов. Но рано или поздно Казахстану придется более четко высказать свое мнение по данному вопросу. Во всяком случае, складывающиеся обстоятельства требуют более четкой позиции нашей республики в отношении российско-грузинского конфликта. Так, пока казахстанские парламентарии будут участвовать в заседаниях парламентской ассамблеи ОБСЕ, в Брюсселе состоялось очередное заседание совета сотрудничества «ЕС-Казахстан». И как сообщает «Интерфакс-Казахстан», Европейский Союз (ЕС) рекомендует Казахстану не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Согласно полученному агентством пресс-релизу от совета по сотрудничеству между ЕС и Казахстаном, во время заседаний затрагивался вопрос о событиях вокруг Южной Осетии и Абхазии. Агентство приводит выдержку из пресс-релиза: «Совет по сотрудничеству рассмотрел текущую международную ситуацию и последние события в рамках региона, включая вопросы, касающиеся Грузии, Ирана и Афганистана. Что касается событий в Грузии, ЕС призвал Казахстан не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии в соответствии с принципами международного права». Одновременно ЕС позитивно оценил стабилизирующую роль Казахстана в регионе и его активной поддержки регионального сотрудничества. При этом отмечена необходимость проведения реформ в нашей стране, в частности, в области свободы СМИ, выборного законодательства, деятельности политических партий. Казахстан брал на себя обязательства ввиду предстоящего председательства в ОБСЕ осуществить политические реформы с тем, чтобы соответствовать стандартам этой организации. Работа над изменением законодательства в вышеупомянутых сферах идет, но об этом чуть позже.
Вернемся к Южной Осетии и Абхазии. Россия официально закрепила отношения с этими двумя республиками. 17 сентября президенты Дмитрий Медведев, Эдуард Кокойты и Сергей Багапш подписали договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. По сообщениям СМИ, тексты договоров готовила российская сторона и главным в них является не только признание независимости вновь образованных государств со стороны России, но и обеспечение их безопасности. Как заявил Дмитрий Медведев, Россия, Южная Осетия и Абхазия «окажут друг другу всю необходимую поддержку, включая военную». В самое ближайшее время Москва создаст на территории Южной Осетии и Абхазии военные базы. Собственно говоря, что и требовалось. Не случайно, российские аналитики признали, что настоящий договор лишь де-юре закрепляет то, что фактически давно имеет место быть.
В этой ситуации от Казахстана требуется проявить не просто политическую волю, но и крайне осторожно подойти к факту признания двух новых государств. Понятно, что признание Южной Осетии и Абхазии означает выбор между Европой и Россией. И это накладывает особый отпечаток на отношения России и Казахстана. В случае признания этих двух республик Казахстан станет еще ближе к нынешним российским лидерам. В случае умолчания последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми. Вплоть до того, что активизируются сепаратистские настроения в северо-восточных областях нашей республики. Между тем, пресс-служба президента Российской Федерации считает, что Казахстан является одним из самых надежных партнеров Кремля на постсоветском пространстве, передает агентство «Казахстан Сегодня». 21-22 сентября в Актюбинске состоится V Международный форум глав приграничных территорий Казахстана и России. В нем примут участие Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев. Это станет третьим визитом Дмитрия Медведева в нашу страну. Напомню, что сразу после избрания первый свой официальный визит в ранге президента России Дмитрий Медведев совершил в Астану, что доказывает приоритетность нашей страны на внешнеполитической арене для России.
Обмануть доверие высшего руководства России в ситуации с Южной Осетией и Абхазией означает подвергнуть Казахстан рискам различного рода. Отсюда и затянувшееся молчание республики в ответ на призыв признать независимость этих стран. Но рано или поздно выбор придется сделать. И лучше это делать сегодня, ибо промедление смерти подобно. Впрочем, возможно, высшее руководство нашей республики брало паузу для того, чтобы поддержать суверенитет бывших республик Грузии после их официального признания Россией? А теперь после подписания договора о дружбе и сотрудничества между Россией, Южной Осетией и Абхазией можно и свое слово сказать?..
Без бюрократических рогаток
Казахстан выполняет взятые на себя обязательства по демократизации общества. Свидетельством тому станут новые поправки в закон о СМИ, если верить информационным лентам. В Астане прошло очередное заседание рабочей группы по подготовке нового законопроекта в области масс-медиа. Если прежде предлагавшийся правительством вариант этого закона повергался резкой критике со стороны журналистов и правозащитных организаций, то рассматриваемый сегодня документ получил одобрение всех тех, кто принимал участие в его разработке. Надо сказать, что на сей раз в состав рабочей группы были привлечены представители журналистского цеха и НПО, занимающиеся защитой прав журналистов. Разработчики сумели найти компромисс между предложениями правительства и журналистского сообщества. По мнению специалистов, приведенному в СМИ, новые поправки в закон устранят бюрократические рогатки, во многом препятствующие появлению новых СМИ и ограничивающие свободу действующих газет и журналов, телевидения и радио. А отдельные нормы даже можно назвать и прогрессивными, как, например, предложение об отмене постановки на учет электронных СМИ, вынужденных сегодня дважды проходить процедуру учета (регистрация в Министерстве культуры и информации и получение лицензии). Предлагается упростить переучет печатных СМИ, в частности, убирается требование пройти заново учет в случае смены главного редактора и изменения адреса редакции.. Кроме этого, в законопроект включена норма, исключающая требование о получении журналистом согласия на использование аудио-видеозаписывающей техники. Более того, теперь не только представители СМИ должны будут доказывать свою правоту в СМИ, но и истцы обязаны привести все доказательства несоответствия распространенных в СМИ сведений. Кроме того, вводится положение, согласно которому журналисты могут обратиться в суд для обжалования отказа в предоставлении информации по тому или иному вопросу. В настоящий момент обратиться в суд по этому вопросу можно лишь после того, как будет получен ответ из вышестоящих инстанций.
Несмотря на то, что сами разработчики именуют новый законопроект либеральным, соответствующим духу времени, радоваться все же нет причин. В сверхпрезидентской республике, какой, по сути, является Казахстан, о свободе СМИ можно только говорить. Все также трудным остается доступ к получению информации, мало гласности в работе правительства. Да к тому же наличие огромного числа собственников не порождает конкурентную среду в СМИ, а напротив - заставляет журналистов заниматься самоцензурой, потому что их хозяева не желают портить отношения с другими собственниками СМИ и властью. И потому не стоит сетовать на то, что падает уровень журналистских публикаций, на однообразие поднимаемых тем и т.д. Новый закон вряд ли исправит сложившуюся ситуацию.
Мажилисмены за ОДКБ
И последним событием уходящей недели, которое можно отметить, является рассмотрение законопроекта «О ратификации Соглашения о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)». В среду на заседании нижней палаты депутаты поддержали предложение Министерства обороны о ратификации Соглашения и одобрили предоставленный на рассмотрение документ. Особого внимания заслуживает статья 2 настоящего Соглашения. Согласно ей, «государства-участники ОДКБ для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе миротворческие силы». Мажилисмены также одобрили проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в соглашении о правовом статусе ОДКБ от 7 октября 2002 года» и законопроект «О ратификации соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ».
Любопытно то, что рассмотрение данных законопроектов произошло после того, как в Москве прошло заседание глав государств, входящих в ОДКБ. Напомню, что в начале сентября президенты 5 государств, входящих в эту организацию, обсудили ряд вопросов (в том числе и ситуации вокруг Южной Осетии) и приняли пакет документов, который усиливает военную составляющую ОДКБ. Аналитики отмечают, что условно сотрудничество в рамках ОДКБ можно разделить на три части. В первую входят организация и проведение совместных мероприятий оперативной подготовки органов управления и боевой подготовки вооруженных сил. Иными словами, вводится единая система управления. Объединенный штаб ОДКБ будет находиться в Москве, он получает экстерриториальный статус наподобие штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.
Следующим направлением деятельности ОДКБ станет формирование миротворческого контингента. И ратификацию Соглашения Казахстаном сразу после саммита глав государств-членов ОДКБ, вероятно, следует рассматривать как косвенное свидетельство того, что Казахстан выбирает Россию в российско-грузинском конфликте и в скором времени признает независимость Южной Осетии и Абхазии.
Третьим направлением деятельности ОДКБ является создание нормативной правовой базы для формирования и функционирования объединенных систем ПВО стран-участниц ОДКБ. Кроме того, в ближайшее время будет разработана Единая долгосрочная программа военно-экономического сотрудничества стран ОДКБ на период до 2015 года.
Сегодня общая численность сил быстрого развертывания ОДКБ составляет 4000 человек, разделенных на 10 батальонов, два из которых находятся в Казахстане. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа на пресс-конференции по итогам саммита глав государств заявил, что речь идет о создании новой окруженной группировки стран ОДКБ. Несмотря на то, что генсек отказался назвать вероятную численность этой группировки, уместно говорить об увеличении численности сил быстрого реагирования в два-три раза. Николай Бордюжа подчеркнул, что основной целью создания новой группировки является оперативное реагирование на угрозы со стороны Афганистана ввиду нестабильности политической ситуации в этой стране. На деле же, видимо, надо рассматривать факт создания новой военной группировки, как ответ НАТО…
Айгуль Омарова |
. |
|