ПОЗАБЫТОМУ ТРАНСПОРТУ – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ!
Помню еще в советские времена, приезжая в командировку в Джамбул, с удовольствием пользовался услугами городских троллейбусных маршрутов. Сейчас этот чистый экологический транспорт в Таразе стал редким.
Впервые «рогатые», не чадящие вредными для здоровья выхлопами, появились в начале 80-х годов, когда в Джамбуле промышленный бал правила «большая химия», щедрая на выбросы вредных веществ в атмосферу. Троллейбусы пассажирам пришлись по нраву сразу, и потому воздушные линии бесшумного транспорта быстро соединили основные точки города, намечалось увеличение количества маршрутов. Согласно плану развития г. Джамбула, к середине 90-х годов областной центр должен был иметь законченную сеть экологически чистого общественного транспорта. С развалом страны Советов рухнул и этот план. Ни областные, ни городские власти того периода не протянули руку помощи городскому электротранспорту, и троллейбусный парк отдали в частные руки. Инвестиционный фонд загорелся желанием поднять на высоту общественный транспорт, но надорвался, и через год троллейбусы вернули в госсобственность, однако от них остались лишь рожки да ножки.
По словам директора ТОО «Тараз Коммунал Колик» (так именуется сейчас троллейбусный парк) Дархана Алипбаева, до 1996 года в парке насчитывалось не менее 70 машин, обслуживающих 8 маршрутов на линиях в 34 километра. На данный момент из 19 троллейбусов 14 неисправны.
Новый транспорт недоступен, только один тяговый электромотор тянет на 10 тыс. долларов, а троллейбус алматинской сборки – 150-160 тыс. зелененьких. Горакимат обещает через областной бюджет приобрести 12 новых электромашин.
У троллейбусников нынче куча проблем: изношенность сетей на 70-80%. Цены повысились на электроэнергию с 7 до 10 тенге за кВт/ч. Хочется верить, что этот вид общественного транспорта, несмотря на различные препоны, приобретет свою законную нишу и станет основным перевозчиком пассажиров в городе.
Магауя ХОЖАМУРАТОВ, юко
г. Тараз |