№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
 

АТТА ГУЛИЕВ:
У МЕНЯ ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЧИНОВНИКИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ПРОТИВ СЕЛЬЧАН

Жители поселка «Алатау», что в Карасайском районе Алматинской области, вот уже 12 лет стучатся во все мыслимые и немыслимые двери, чтобы получить в аренду землю или приватизировать земельные участки, на которых они работали, сажали знаменитый алматинский апорт и на которых хотят работать. Но эта дорогая в прямом смысле этого слова земля в предгорьях Алатау понравилась власть имущим лицам, чиновным представителям власти. Известно, что в нашей стране чиновный мир как монолит: сражаться с ним бесполезно. Казалось бы, сельчанам давно следовало смириться, бросить все со словами: «Катись все в преисподнюю». Ан нет, не те люди алатаусцы. Двенадцать лет для них не предел: они готовы защищать свои права, пока живы, пока бьются их сердца, пока кто-то наверху не поймет, что покоя для чиновников от них никогда не будет. Один из самых настойчивых алатаусцев Атта Гулиев, бывший руководитель комсомольско-молодежной бригады, садовод, инвалид труда. Он рассказывает о двенадцатилетней эпопее тщетных хождений по инстанциям:
- Желая получить земельные участки для работы на них, мы обращались к местному акиму, районному, областному, премьер-министру, во все инстанции прокуратуры, в суды; приглашали в поселок общественно-политических деятелей Жар­махана Туякбая, Серикболсына Абдильдина, Болата Байкадамова, Максута Нарикбаева… Они не смогли помочь нам вернуть земельные паи, которые по всем трем земельным кодексам должны были нам выделить. Работники бывшего колхоза, позже совхоза, проработавшие на земле двадцать - пятьдесят лет, ничего не получили. Некоторые из ветеранов войны и труда, не дождавшись своего пая, умерли.

ЗАКОНЫ ОБХОДИЛИ
Скажу о себе: я арендовал 3,5 га сада, которые сам посадил, вырастил, потом ко мне присоединился подросший сын. Он взял в аренду один гектар сада. Договор долгосрочной аренды был составлен с правом наследования. При ожидавшейся в те годы приватизации в договоре оговаривалось условие возможности получения земельной доли из арендуемого сада.
Произошло то, что нередко происходит, когда чиновники положат взгляд на приглянувшееся имущество. В наших садах вызревал апорт до семисот граммов. Он пользовался спросом повсеместно, его отменные вкусовые качества делали яблоки лучшими в мире.
В 1998 году, когда совхоз преобразовали в ТОО «Алатау», сельчанам должны были выделить земельные паи, но землю не выделили. Работников оставили за бортом при заключении учредительного договора. Договор об учреждении ТОО «Алатау» подписали только директор бывшего совхоза и руководитель ЗАО «ХОЗУ президента и правительства». К 2000 году мы поняли, что нас хотят «кинуть» и начали усиленно требовать свои земельные паи.
Вскоре я понял, что чиновники от правоохранительных органов, судов, от исполнительной власти на всех уровнях объединились, чтобы отстранить нас, сельчан, то есть людей, работавших на земле, от этой самой земли. Они поняли, что земля набирает цену, поэтому она им самим нужна. При этом все они стали пренебрегать законами, которые были на нашей стороне, фактически их обходили, как это нередко делается в нашей стране, когда интересы простых людей и чиновников сталкиваются.
Началась порочная практика выделения земель совершенно посторонним лицам - тем, кто никогда не жил в совхозе, никогда не работал на земле. Выделение незаконное. Крестьянские хозяйства стали регистрироваться решением акима Карасайского района на основании постановления производственного совещания у директора ТОО и его приказа. Этого для отдельных граждан было достаточно, чтобы выдать им акт на право землепользования. Но, во-первых, такие акты выдавались избирательно, во-вторых, на основании подложных документов, главным образом тем, кто в совхозе не работал. Протокол производственного совещания был сфабрикован. Но государственных служащих это не волновало. Из девяти глав крестьянских хозяйств, получивших земельные наделы, только один являлся работником совхоза. Нам, конечно, известно, что 8 сентября 1994 г. правительство издало постановление о том, что совхоз «Алатау» приватизации не подлежал. Постановление какое-то время действовало, видимо, для того, чтобы не наделять землей фермеров. В то время, то есть в феврале 2000 года, Комитет государственного имущества и приватизации отвечал нам: «Согласно п.2 ст. 12 Указа президента РК, имеющего силу Закона, о приватизации от 23 декабря 1995 г. действия, не ведущие непосредственно к продаже государственного имущества, преобразование государственного предприятия в акционерное общество, рассматриваются не как виды приватизации, а как ее предварительная стадия». Вот в эту предварительную стадию растащили богатства всего совхоза и его земли. У нас было 1340 га прекраснейших садов. Половину земли в предварительную стадию растащили. Тогда спрашивается, для чего чиновники придумали эту стадию? Урвать землю? Землю получили 22 человека, но из них работников совхоза было только пятеро.

СУДЕЙСТВО
ПО-карасайски

Судья Карасайского района Т. Омаров, к которому мы обратились, в марте 2004 г., считал, что вопрос выделения земли арендаторам на основании договора можно решить на добрых началах и не стал рассматривать наше исковое заявление в суд. Вполне возможно, он уже знал о намерении представителей исполнительной власти бесконечно тянуть решение вопроса о выделении нам земельных участков, поэтому и отправил пенсионеров в ХОЗУ. Руководители ХОЗУ президента и правительства отказали нам в выделении земли.
Мы снова в суд, но Омаров стал опять бесконечно тянуть дело. Судья по требованию наших пенсионеров обратился в Комитет государственного имущества и приватизации Минфина. 14 мая 2004 г. пришел ответ, гласивший: «В соответствии с постановлением правительства РК от 31 августа 1998 г. государственное предприятие ХОЗУ президента и правительства Казахстана было преобразовано в АО «ХОЗУ» со стопроцентным участием государства в уставном капитале. В качестве уставного капитала было передано имущество совхоза «Алатау». В дальнейшем договором купли-продажи 12 февраля 2001 г. №02/08- 2001, заключенным между Комитетом государственного имущества и приватизации Минфина РК и ТОО «Корпорация Наурыз» в соответствии с итогами инвестиционного тендера от 9 февраля 2001 г. государственный пакет акций, составляющий 100% уставного капитала ЗАО «ХОЗУ», продан ТОО «Корпорация Наурыз». То есть бывший совхоз оказался приватизирован.
С 9 февраля 2001 г. все работники бывшего совхоза согласно ст. 103 п.1 Земельного кодекса РК имеют право на получение земельной доли, то есть своего имущественного пая.
Судья Омаров, получив такой документ, в сентябре 2004 г., все же отказал нам. Решение районного суда отменила коллегия Алматинского областного суда. В адрес судьи было вынесено частное определение. Однако время шло. Я думаю, суды сознательно затягивали судебный процесс. В то время прокурор Т. Калиакпаров прямо указал, что «арендаторы при реорганизации хозяйства имеют преимущественное право получения земельных паев из арендуемых земельных участков».
Были и до этого суды, например, в 2002 году, но и они успешно хоронили наши претензии.

КАЗАЛОСЬ,
ЧТО ПОДДЕРЖАТ,
НО УВЫ…

Были иногда у нас приятные моменты, когда казалось, что нас поддерживают. Так, в январе 2004 г. из областной прокуратуры пришел ответ заместителя прокурора М. Нурдавлетова такого содержания: «В соответствии с ч. 6 ст. 23, ст. 97 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 г. вы имеете право на предоставление земельных участков в частную собственность или землепользование для ведения крестьянского хозяйства. И отказ в предоставлении этих прав в соответствии с ч. 5 ст 26 Кодекса не допускается».
Как видите, нам не имели права отказывать, но отказали. В соответствии с Земельным кодексом эти земельные участки могут находиться в частной собственности.
Удивителен и непонятен для простого смертного и такой противоречивый подход к делам по передаче земельных участков сельчанам. Так, наш сельчанин Б. Бейсембетов сумел доказать в суде, что он имеет право на землю - 4,5 га поливных садов. Он находился в точно таких же условиях, что и мы. Мне уже надоело говорить, что закон, как дышло… Но ведь в одном случае его могут повернуть в пользу человека. Точно в таком же случае - в обратном направлении, от человека. То есть получается, что Б. Бейсембетову по какому-то признаку отдано предпочтение, хотя Конституция РК этого не позволяет. Есть в ней 14-я статья, запрещающая дискриминацию по любым признакам.
Но во всей земельной канители, что шла в последние годы, есть у чиновников очень и очень слабое место. Мы сегодня, а это 135 сельчан, подаем очередной иск в суд и надеемся, что наше заявление он рассмотрит объективно, учтет это слабое место. После продажи корпорацией «ХОЗУ» в 2001 г. 100% акций корпорации «Наурыз», мы продолжали писать и требовать справедливости. В ноябре 2005 г. я получаю ответ А. Полторабатько из Верховного суда РК, в котором она сообщает: «После преобразования в 1998 г. ХОЗУ президента и правительства в ЗАО «ХОЗУ», а затем в ТОО «Корпорация ХОЗУ» постановлением акима Карасайского района от 23.09.2004 г. земельный участок площадью 4756,7 га был передан в аренду сроком на 49 лет, что подтверждается актами на право временного возмездного пользования». Здесь не говорится, кому земля передана в аренду, но она была передана Корпорации «ХОЗУ». Об этом у меня есть письмо прокурора С. Турсунова.
Согласно Земельному кодексу РК аким не должен был передавать право пользования на земельные участки, находившиеся у нас в аренде. Вот что говорит об этом ст. 33 Земельного кодекса: «Не допускается совершение сделок с землепользователем в отношении права землепользования, включая его отчуждение на землю:
- земельных участков, предоставленных на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования;
- земельных участков, предоставленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского, фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог».
Оказывается, до 24 сентября 2004 г. никаких правоустанавливающих документов на землю у корпорации «ХОЗУ» не было. Что теперь получается? Корпорация «ХОЗУ» загнала сама себя в угол: она не имела права забирать наши земельные участки, находившиеся в аренде, сейчас она должна вернуть нам землю для работы на ней. Тем более, что мы, сельчане, являемся первичными арендаторами. Я расцениваю прежние действия руководителей корпорации «ХОЗУ», волокитивших передачу нам земли, как аферу.

,
Политика
Сайт управляется системой uCoz