№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
 

Интересное кино

Грузино-югоосетинский конфликт стал водоразделом в отношениях США и России. Установившийся после событий «черного вторника» квазисоюз Вашингтона и Москвы чуть было не разрушил Ирак. Теперь яблоком раздора между ними стала Грузия. Если до 8 августа текущего года Вашингтон действовал более или менее осторожно, пытаясь прощупать возможности участия НАТО в разрешении конфликтов под носом у Москвы, то в настоящее время США больше не скрывают своей заинтересованности в институциональном расширении НАТО за счет партнеров из СНГ. США и их европейским союзникам по НАТО это позволит: во-первых, снизить расходы; во-вторых, снять с себя политическую ответственность за развертывание мобильных сил НАТО в близком соседстве от России; в-третьих, оказывать влияние на военные реформы и их адаптацию к натовским стандартам в странах СНГ.
Регион СНГ начал приобретать новое геополитическое значение в глобальной политике США. В их противостоянии с Россией единая Европа выступает союзником США, предоставляя все необходимые ресурсы политической поддержки инициативам Вашингтона. Например, Казахстан, как и ряд государств СНГ, уже получил рекомендацию Евросоюза не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Это лишь один из примеров, где «военный кулак» США и «мягкая сила» Европы взаимно дополняют друг друга. Прошедший недавно форум Евросоюза по вопросам безопасности в Центральной Азии говорит не только о смещении географического центра его интересов, но и о стремлении ограничить импульс формирующейся структуры безопасности стран Содружества к повышению своей региональной автономии. Речь идет о направлении ресурсов Евросоюза на стратегически выгодный США проект сотрудничества с Центральной Азией по широкому кругу проблем, начиная от транспортных развязок и заканчивая борьбой с терроризмом и наркотрафиком. Отныне «путь в Европу» для государств ЦА будет пролегать не только по энергетическому коридору, но и по руслам трансграничных рек, по трущобам, вплотную приблизившимся к центральноазиатским столицам, и т. д. Активные попытки США и ЕС усилить свое присутствие в Центральноазиатском регионе рассчитаны на то, чтобы вызвать дополнительные трения между Россией и другими государствами-членами ОДКБ. Первые трения могут начаться уже по вопросу включения Южной Осетии и Абхазии в состав этой организации.
Интересное получается кино, США подталкивают Евросоюз к расширению спектра его задач и географической зоны ответственности, где европейские интересы начинают конкурировать не только с российскими, но и с китайскими интересами (Центральная Азия, Афганистан). Очевидно, что Евросоюзу сейчас выгодно сотрудничать с США в рамках общего проекта, чтобы повысить свой статус влиятельного игрока на поле мировой политики. Но что выжидает для себя Китай? Пойдет ли он на сближение с США и Евросоюзом или ужесточит свои взгляды на их растущее влияние в регионе к западу и северо-западу от своих границ? По-видимому, интрига будет сохраняться пока Китай держит паузу и это сильно будет напрягать Россию.
Думается, что руководство Казахстана до конца осознает, что проигрыш России в противостоянии с США будет стратегическим проигрышем всего региона. Не отказываясь от тех политических и экономических дивидендов, которые можно извлечь из сотрудничества с Евросоюзом, особенно в преддверии председательства в ОБСЕ, Казахстан наращивает интеграцию с Россией. На пятом форуме руководителей приграничных регионов Казахстана и России, который на этой неделе прошел в Актобе, глава нашего государства отметил важность сближения с Россией в стратегическом плане.

,
Политика

 

Сайт управляется системой uCoz