№ 23 (147) 26 сентября - 2 октября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
 

Грядет повышение стоимости проезда в автобусах

Осенние треволнения наших граждан начались: все монополисты, и не только они с наступлением осени, требуют повышения тарифов на услуги. Хуже того, они уже повысились на газ, электроэнергию. 22 сентября журналистам алматинских изданий сообщили в городском акимате о предстоящих общественных слушаниях, где речь пойдет о повышении стоимости проезда в автобусах до 60 тенге.

С информацией о пренеприятном известии на брифинге выступил начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Владимир Меренков.
Из его сообщения стало ясно, что городские транспортные компании фактически объявили забастовку: без всякого уведомления руководителей города, без заявки на проведение забастовки работники компаний, водители 800 автобусов, не вышли на работу, то есть не сели за баранку автобусов. Горожане не могли вовремя добраться на работу. Руководители транспортных компаний и водители выражают недовольство тем, что подскочила цена на дизтопливо. До 4 августа текущего года цена литра дизельного топлива по договоренности с АО «КазМунайГаз» стоила 68 тенге. С 4 августа данное акционерное общество решило повысить отпускную цену автоперевозчикам Алматы до 89 тенге за литр. Они также недовольны тем, что перевозят значительное количество льготников. В Алматы пять категорий льготников, всего около 560 тысяч человек. Они оплачивают за проезд 50%.
Практически все автобусные парки имеют задолженность по оплате за топливо, по заработной плате, по налогам.
Все эти вопросы обсуждались с транспортниками у заместителя акима г. Алматы В. Долженкова. Было решено, что ГКП «Пассажирские перевозки» окажет транспортным компаниям помощь в сумме 100 млн тенге, чтобы погасить задолженность компаний и войти в нормальное русло трудовой деятельности.
Акимат потребовал отменить план по выручке, который доводится до каждого автобуса. Раньше план был где-то 17 тысяч тенге, некоторые предприятия подняли его до 20 тысяч тенге. То есть в результате повышения плана водители не стали получать средств для себя.
В ближайшее время начнутся общественные слушания по работе пассажирского транспорта в г. Алматы. Речь пойдет о повышении оплаты за проезд, о снятии льгот отдельным категориям граждан. Есть предложение по созданию трех муниципальных автопарков, чтобы составить конкуренцию частным перевозчикам и постепенно перетянуть рынок автоперевозок в государственную собственность.
С сентября в Алматы приступили к установке валидаторов на пассажирском автотранспорте с тем, чтобы автобусы работали без кондукторов. Они установлены на двух маршрутах, их установка продолжается. Валидаторы дадут точные сведения о перевозке пассажиров, что руководству города позволит определять, кому давать дотацию на перевозки, кому - нет. Сейчас это делается на основании сведений самих перевозчиков, в достоверности которых есть сомнение. Кроме того, валидаторы не позволят присваивать часть средств, когда водители и кондукторы самостоятельно распоряжаются наличкой.
Нашим корреспондентом был задан такой вопрос:
- Чем вы объясняете повышение стоимости на горючее, если во всем мире цена в последнее время на него падает?
- Я не нефтяник.
- Но вы заинтересованное лицо. Цены за проезд на автобусах растут, а стоимость горючего падает.
- Для меня это тоже вопрос вопросов, но, я думаю, мое личное мнение вам будет неинтересно. В принципе цены не намного падают.
- В других городах стоимость проезда 40 тенге. У нас уже сейчас 50 и предлагают еще повысить. Чем это объяснить?
- В Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре цена проезда уже 60 тенге. В Талдыкоргане цена 30 тенге, но там ходят старые автобусы. Здесь перевозчики каждый год стараются обновить транспорт.
Журналистов также волновали вопросы сокращения кондукторов после установки валидаторов, культуры обслуживания пассажиров в автобусах, точнее отсутствие таковой, нерегулярности движения транспорта, отсутствия контроля за ним со стороны исполнительной власти и многое другое.
Хотелось бы также пожелать участникам общественных слушаний поинтересоваться, почему стоимость установки валидаторов отнесена на затраты перевозчиков. Ясно, что те отнесут эти израсходованные средства на пассажиров, включив их в стоимость проезда. Почему вдруг подорожало дизельное топливо в нефтяной стране, которая производит это топливо? То есть разумное повышение стоимости проезда должно быть доказано объективно. Как-то непроизвольно, задумавшись о цене проезда в автобусах, я сравнил стоимость проезда в Казахской Советской Социалистической Республике (она была 5 копеек) и в Казахстане с рыночной экономикой (60 тенге). На свою среднюю зарплату в 150 - 180 рублей, которую получал в школе как учитель, я мог взять 3000 билетов на проезд в автобусе, а на среднюю зарплату в Алматы в 52000 тенге алмаатинец может взять только 866 проездных билетов, то есть в 3,4 меньше. В чем же дело, господа? Почему в демократическом Казахстане, где человек стал высшей ценностью, мы платим за проезд в автобусе в 3,4 больше, чем в критикуемом нами прошлом? Что происходит в стране? Кто наживается на разнице? Жить-то простому человеку становится все труднее. Об этом надо думать руководителям города и страны и принимать меры.

Владимир Воевод

,
Политика

 

Сайт управляется системой uCoz