№ 28 (152) 31 октября - 6 ноября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

О ПЫТКАХ, НАСИЛИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СО СТОРОНЫ СОТРУДНИКОВ ДЕПАРТАМЕНТА КНБ ПО АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

По такой вот весьма неприятной для всей правоохранительной системы Казахстана теме шел разговор на пресс-конференции, прошедшей в Алматы 28 октября. Ее организаторами стали Евгений Жовтис, директор Международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Серик Сарсенов, адвокат, Наталья Гутарова, адвокат, Амина Гайсултанова, общественный защитник. Они поведали о весьма неприглядной картине, свидетельствующей о грубом  нарушении прав человека в Департаменте КНБ Илийского района Алматинской области.

ЗАДЕРЖАЛИ ПО ПОДОЗРЕНИЮ, ИЗБИЛИ…
Группа подростков (15 человек), по подозрению работников Илийского департамента Комитета национальной безопасности, избила беременную женщину, то есть совершила хулиганские действия. Только первого сентября этого года сотрудники Департамента стали задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц. Судя по информации организаторов пресс-конференции, сами сотрудники при задержании подозреваемых в преступлении граждан учинили произвол, смахивающий на преступление уже со стороны последних.
Приведем только некоторые сведения из сказанного участниками пресс-конференции и отраженного в пресс-релизе. Задержание происходило в духе действий боевиков: в помещение, во дворы врывались неизвестные вооруженные люди в масках, без предъявления документов, без объяснений укладывали задержанных лицом вниз и при этом не скупились на побои и издевательства. В эту ночь были задержаны З. Устурханов, Д. Устурханов, И. Гайсултанов, Х. Харсиев и другие. При медицинском освидетельствовании у всех обнаружены телесные повреждения различной тяжести. Трое из задержанных граждан, в том числе несовершеннолетний Д. Устурханов, в течение 15 часов, то есть свыше установленного законодательством времени, содержались в здании ДКНБ Илийского района, где подвергались пыткам и избиению. Сотрудники пытались таким образом добиться признательных показаний с целью оговорить их старших товарищей. После освобождения все трое были госпитализированы в клиническую больницу №4 г. Алматы с различными травмами: ушибами почек, грудной клетки, сотрясением головного мозга.
Джамбулат Устурханов был задержан 4 сентября. При задержании ему разбили голову. При задержании Идриса Гайсултанова его и членов семьи избили, подбросили наркотик. Обвинение против него предъявлено на основании свидетельского показания М. Цопурашвили. При этом сам Цопурашвили был задержан подобным же образом: он избит, разбита голова, разорвано ухо, госпитализирован в той же больнице №4. В связи с этим фактом добавим, что никто не удивится, если он позже даст иное свидетельское показание на суде, где заявит, что оговорил товарища под насилием со стороны сотрудников ДКНБ.
Задержан также инвалид 1-й группы Зелимхан Устурханов, который ранее перенес несколько операций по удалению аденомы гипофиза головного мозга, слепой человек. Он показывает, что его и членов семьи, включая женщин и детей, избивали. К его рукам прикладывали гранату, якобы обнаруженную в доме. Врачебная комиссия в следственном изоляторе г. Талдыкоргана зафиксировала ухудшение его состояния, рост раковых клеток головного мозга, но в то же время заявила, что больной человек может содержаться в условиях СИЗО. Комиссия утверждает, что в СИЗО предоставлены все условия для лечения, и это в то время, когда медсанчасть СИЗО находится на ремонте, а слепой З. Устурханов содержится в камере общего пользования без всякого медицинского обслуживания.
Задержанные писали заявления по поводу незаконности задержания, избиении, пытках в Генеральную прокуратуру, председателю КНБ РК, уполномоченному по правам человека при президенте РК, требовали возбудить уголовное дело против сотрудников ДКНБ, но все эти заявления спускаются вниз и приходят в Алматинский областной ДКНБ, который заинтересован в сокрытии преступлений своих сотрудников. Высокопоставленные чиновники, правда, иногда отвечают, что «доводы при проверке не подтвердились».
После ознакомления журналистов с фактами организаторы пресс-конференции говорили как будто об абстрактных вещах, но эти теоретические выкладки стал своеобразным анализом работы сложившейся в Казахстане деятельности правоохранительной системы, ее пороков. Их выступления являются весьма убедительными, так как говорили практики, имевшие в своем распоряжении многочисленные факты порочной работы сотрудников правоохранительных органов, умевшие обобщать то, что они видят, что наблюдают в течение нескольких лет. Их выводы удручают.
Серик Сарсенов обратил внимание журналистов на закон об органах национальной безопасности. Среди задач, определенных законом, нет задачи борьбы с хулиганством или борьбы с венерическими заболеваниями. Но скоро, по его мнению, они станут заниматься и последним делом. То есть хулиганство не должно расследоваться органами КНБ, но в конкретном случае они стали заниматься расследованием бытового хулиганства. Сотрудники ДКНБ, по его мнению, выпросили данное уголовное дело через прокуратуру области у Карасайского районного отдела внутренних дел. Уголовное дело было возбуждено этим РОВД. Почему это произошло? Данный факт может свидетельствовать о наличии коррупции.
Если обратиться к закону об органах внутренних дел, то в статье 13 можно прочесть о применении полицейскими специальных средств и физической силы при задержании лиц, совершивших правонарушение, но в законе об органах национальной безопасности такой нормы нет. Физическая сила применяется работниками внутренних дел в том случае, если со стороны задерживаемых оказывается сопротивление или неповиновение. Он привел в пример задержание его подзащитного Джамбулата Устурханова. Тот стоял возле подъезда дома и разговаривал с человеком. Подлетает автомашина, выскакивают сотрудники ДКНБ, бьют его автоматом по затылку, разбивают голову. Он падает, ему надевают наручники. Правомерно ли в этом случае применение силы? Любой ответит, что неправомерно. Он не оказывал сопротивления. Но даже если бы он потребовал адвоката, то его по закону следовало бы предоставить. Такой произвол идет потому, что в законе не прописан порядок применения физической силы сотрудниками КНБ при задержании подозреваемых в преступлении лиц. Если не в законе, то это надо было бы прописать в инструкциях, каких-то положениях о КНБ.
В статье 11 закона («Подразделения специального назначения») об органах национальной безопасности записано, что они, то есть «подразделения специального назначения, создаются для пресечения террористических актов и иных особо опасных посягательств на личность, общество и государство». Почему об этом пошел разговор? Да потому, что в задержании 15 человек (десятерых позже отпустили) участвовали специальные подразделения. То есть подразделения вроде «Арыстана», которые похитили Алтынбека Сарсенбаева и убили его. Адвокат вспомнил, что сотрудники и раньше избивали людей, делали их инвалидами. Врываются домой, бьют пистолетом, проламывают голову и увозят. А через три часа отпускают - оказался невиновным. И здесь человеку проломили голову.
Почему адвокат заговорил о создании спецподразделений? Да потому, что никому неизвестен этот порядок. Каковы функции и задачи этих подразделений? Когда используются они? Кто дает команду для использования специальных подразделений? На суде по убийству Сарсенбаева ведь так и не выяснили, кто дал команду задержать его и убить. Письменно, устно дал? Вправе ли был давать команду? В нашей Конституции прописано, что любой нормативный акт, затрагивающий интересы граждан, должен быть обязательно опубликован. Только после этого он может применяться.
Известно, что Указом президента утверждены полномочия по правам человека. Адвокаты писали заявления на его имя с просьбой ходатайствовать о возбуждении уголовных дел против сотрудников КНБ в связи с применением пыток к задержанным гражданам. От уполномоченного по правам человека ни ответа ни привета. Зачем такой уполномоченный по правам человека вообще нужен?
Адвокат скептически оценил ответ областного прокурора на его заявление в прокуратуру Алматинской области. Прокурор сообщил, что факты применения недозволенных методов сотрудниками ДКНБ не нашли подтверждения. Вот пример того, как прокурор покрывает преступление, совершенное сотрудниками органов национальной безопасности. В настоящее время адвокат Сарсенов подготовил жалобу в суд уже на прокурора, который дал ответ, не соответствующий закону. Он должен был вынести одно из двух постановлений - возбудить уголовное дело или отказать. Чиновники тянут волокиту, а между тем государства, ратифицировавшие конвенцию, к которым относится Казахстан, должны принимать быстрые и беспристрастные меры к рассмотрению всех заявлений о применении пыток. Адвокт Сарсенов даже полагает, что назрела и такая постановка вопроса: не являются ли органы Комитета национальной безопасности организованным преступным сообществом? У нас и территориальные, и центральный орган совершают преступления: Сарсенбаев убит сотрудниками этих органов; один из руководителей оказался изменником родины; сотрудники этого органа прослушивали членов правительства и других граждан… Разве это не преступления? В Караганде они же подкинули работнику МВД наркотики… Применение силы сплошь и рядом.
Евгений Жовтис сделал несколько комментариев общего значения. Данное конкретное уголовное дело, на его взгляд, высвечивает общие системные проблемы. Первая проблема: кем контролируются органы национальной безопасности? На основании чего они действуют? Каким образом им можно противостоять?
Дело даже не в законе об органах национальной безопасности, в котором не найти необходимых ограничений в деятельности органов КНБ. Это единственный из правоохранительных органов, где невозможно найти правил задержания и содержания задержанных граждан. Единственный документ, который называется Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов КНБ, является закрытым. В юридической базе он обозначен грифом «Для служебного пользования». Так, документ зарегистрирован Министерством юстиции. Это является прямым нарушением Конституции. Документ затрагивает права и свободы граждан и должен быть им известен, то есть опубликован в установленном порядке. Правил внутреннего распорядка временного содержания задержанных вообще нет. У них, вероятно, нет таких изоляторов. В КНБ нет положения об изоляторе временного содержания задержанных. Содержание задержанных в кабинетах ДКНБ ничем не регулируется. Попадая туда, человек никоим образом не может защитить свои права. В настоящее время КНБ - это орган, который не входит в состав правительства, который подчиняется непосредственно президенту, который, по мнению Е. Жовтиса, никак и никем не контролируется.
Организаторы ответили на вопросы журналистов, в том числе на вопрос нашего корреспондента:
- Чем вы можете объяснить отсутствие реакции со стороны наших руководителей на подобные факты, которые повторяются систематически, из месяца в месяц, из года в год? Почему, на ваш взгляд, государство не реагирует на те претензии, которые предъявляются правительству со стороны международных органов?
Е. Жовтис:
- Видимо, потому, что проблема имеет системный характер. Вы посмотрите, что происходит? ДКНБ возбудило уголовное дело. Санкции давал прокурор, который потом будет поддерживать обвинение. Разве станет прокурор в порядке надзора утверждать, что первый прокурор был не прав и должен отвечать? Дальше идет круговая порука. Начинается прикрытие зада, то есть тех, кто принимал участие в задержании, предъявлении обвинения и т.д. Каким образом можно прикрыться, особенно если грамотный адвокат? Включать дурочку. Писать, утверждая, что черное - это белое, или не писать ничего. Или делать отписку: …
Реплика:
- Мы им про часы, они нам про трусы.
«…факты не подтвердились». У нас в Бюро не подтвердившихся фактов уйма. Один факт, правда, подтвердился. Подозреваемый, якобы, выпрыгнул в окно, упал со второго этажа на стоящие перед окном козлы и три раза на них подпрыгнул. Поэтому у него все переломано, он остался инвалидом первой группы. А другие факты просто «не подтверждаются». Это круговая порука, она необязательно связана с коррупцией в чистом виде. При круговой поруке все зависимы друг от друга. На всех есть какой-то компромат. Это система самозащиты. Пересылают, отписываются, волокитят - 90% граждан устают бороться и бросают писать, требовать. Человек бывает даже счастлив, что его отпустили, что от него отстали.
А что международные органы? Они пишут. Наверное, «клевещут».
Серик Сарсенов:
- Я могу ответить на ваш вопрос коротко. Убежден, что в стране нет настоящей политической воли по искоренению зла в правоохранительной системе.
Владимир Воевод

Политика

НОВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ В ДЕЛЕ ЖАКСЫБЕКА КУЛЕКЕЕВА
Не зря говорят в народе, что Бог шельму метит.
---------------------------------------------------

Парламентский кризис отменяется
В конце лета в своем интервью для АСиП Канат Берентаев отметил
---------------------------------------------------

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ КАЗАХСТАНСКОГО ПРАВОСУДИЯ
Наши граждане постоянно удивляются, как это судьи по одному и тому же делу принимают прямо противоположные судебные акты?
---------------------------------------------------

НАМ НЕ ХВАТАЕТ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Автора этой статьи чрезвычайно заинтересовало интервью журналиста В. Воевода
---------------------------------------------------

Потолочный контроль, или кому электроника не друг
Что таможня входит в первую пятерку самых коррумпированных госорганов
---------------------------------------------------

Майкл Джексон и казахстанский бизнес, или Нью-Васюки казахстанских чиновников
Уходящая неделя особо примечательным на первый взгляд не ознаменовалась.
---------------------------------------------------

SOSТОЯНИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
В условиях нынешнего глобального финансово-экономического кризиса страны
---------------------------------------------------

Сайт управляется системой uCoz