КРИТЕРИИ УСПЕХА
Способны ли Казахстан
и Азербайджан стать примерами самодостаточных
и эффективных государств на постсоветском пространстве?
20 ноября на берегу Каспия в городе Баку начала свою работу международная конференция «Азербайджан в ХХI веке - стратегия успеха», организованная фондом развития «Институт евразийских исследований». В ходе мероприятия особое внимание уделялось стабильности и развитию двух государств евразийского пространства – Азербайджану и Казахстану.
Известно, что стремление стать передовым государством само по себе является позитивным намерением. На сегодняшний день Казахстан и Азербайджан являются примерами успешной постсоветской государственности. Это самодостаточные страны, проявившие и доказавшие свою волю к победе, стремление к успеху.
После развала СССР одним из главных критериев успеха в обеих странах считались темпы экономического роста. Сохранялась также преемственность общей идеи: хорошо все то, что поддерживает высокие темпы роста, укрепляет экономическую безопасность стран и отвечает их национальным интересам.
1990-е годы были трудным периодом: решался вопрос об экономической и политической жизнеспособности государств. Страны столкнулись с целым набором тяжелых хозяйственных проблем: сложностями в управлении, развалом товарной и финансовой систем. Однако все же удалось сформировать сильные экономические базы, решить комплекс политических и геостратегических задач.
Сторонники «новых курсов» говорят о том, что Азербайджану и Казахстану повезло с политиками: этатистский подход Гейдара Алиева и Нурсултана Назарбаева, направленный на формирование эффективных государств, а также способность руководителей смело внедрять модернизаторские решения привели в конечном счете к тому, что обеим странам есть чем похвастаться. К примеру, Казахстан является одним из лидеров на постсоветском пространстве в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, а рост ВВП Азербайджана демонстрировал рекордные темпы роста среди стран СНГ. Согласно ежегодному рейтингу конкурентоспособности стран мира Всемирного экономического форума, представленному в начале октября, Казахстан в 2008 году оказался на 66-й позиции, а Азербайджан на 69-й. В сравнении с результатами соседних стран, можно говорить о том, что оба государства наиболее конкурентоспособны в региональных рамках (Южный Кавказ и Центральная Азия соответственно) и демонстрируют лидерские темпы. Даже желание принять Летние Олимпийские игры в Баку в 2016 году, и Зимние Олимпийские - в Алматы в 2014 и 2018 годах есть в определенном смысле показатель того, что Казахстан и Азербайджан стали одними из наиболее успешных стран на постсоветском пространстве.
За последние годы Казахстан и Азербайджан накопили такой экономический потенциал, который может позволить им войти в мировую экономику в качестве сильных партнеров. Как показывают международные сопоставления, успешность социально-экономического развития, в том числе и темпы роста, прямо зависят от эффективности деятельности государства (но не от объемов государственного вмешательства).
Однако термин «эффективное государство» часто является данью моде, составной частью политического дискурса успеха. Трудно определить единые, согласованные критерии, по которым можно было бы считать свершившимся фактом становление той или иной страны как эффективной. Кроме того, несмотря на амбиции, посмотрим правде в глаза: многие современные государства сами не в состоянии эффективно определить долгосрочные приоритеты развития, так как динамика внешней среды постоянно корректирует планы, а рынок формирует реальные приоритеты. Наконец, в условиях всемирного финансового кризиса констатация успехов тех или иных государств, возможно, носит излишне комплиментарный характер. Ведь мир изменился во время кризиса: люди перестали верить в основные мировые валюты, в то, что развивающиеся и развитые рынки являются надежными. Пагубным влиянием кризиса на экономику Азербайджана и Казахстана могут стать процессы на международных сырьевых рынках, связанные в том числе с падением цен на нефть. Также развивающиеся экономики обеих стран рискуют своим будущим из-за понижения кредитных рейтингов. Они падают из-за угрозы глобальной рецессии и высыхания денежных потоков. Да и некоторые показатели Азербайджана и Казахстана на международном фоне выглядят обескураживающе. Например, двум странам есть еще куда стремиться, чтобы поднять свои индекс уровня коррупции или индекс человеческого развития ООН.
Сегодня «государство успеха» выходит на первый план как актуальная политологическая категория. Все страны хотят успеха, который должен быть в чем-то выражен, в росте ВВП, или еще в чем-либо. Но движение к успеху идет разными путями, поэтому сами критерии успеха теперь размыты. Каждая страна вносит в это понятие свой смысл, кладет в основу свои критерии. Что такое «успех государства»? Оказывается, определиться не так просто, хотя это одно из ключевых понятий в современном мире.
Критерии успеха государства на первый взгляд предельно просты - накормить народ и заработать как можно больше денег, обеспечить возможность граждан жить долго и счастливо. Однако демографы скажут, что основными критериями успеха или неуспеха государственной политики, в конечном итоге, выступают показатели воспроизводства населения. Экономисты, в свою очередь, скажут, что понятие «успех» связано с наличием конкурентных преимуществ государства. Стабильное государство должно быть устойчиво к изменениям ситуации на мировом рынке, иметь перспективы развития, экономический, научно-технический, кадровый потенциал для успеха в конкурентной борьбе. Политологи будут говорить о том, что успешное государство должно видеть свое будущее, проводить осмысленную политику, направленную на решение не только сиюминутных задач, но и задач на перспективу. Наконец, педагоги уверены, что все представления объединяет главный ресурс успеха – образование, мол, формулы успеха изучаются еще на школьной скамье.
И все же попытки оценить успех или неуспех общества на основании лишь одного критерия не являются идеальными. Например, страны Азии и Африки производят на свет много детей, но по уровню экономического развития отстают от Западной Европы и США. Всегда стоит анализировать и иные критерии
Понимание успеха - это лишь основа, и сложность состоит в том, что это мировоззренческий вопрос. В каждом государстве свои специфика, успехи и трудности. Поэтому необходимо четко определить критерии успеха и выбрать соответствующие измеряемые показатели.
Есть у психологов такой тест: испытуемому предлагают поднять ногу как можно выше и держать ее как можно дольше. Ногу можно опустить, когда захочется, но часть людей изо всех сил держат ее на весу, стараясь добиться успеха. Тест получил условное название «Настойчивость ноги». Подобная настойчивость в простых и бессмысленных задачах характерна для тех, у кого мотивация достижения высока, а средства - недостаточны.
Применим условно такой тест к государствам. Азербайджан и Казахстан во многом обязаны своим экономическим ростом экспорту природных ресурсов. Следовательно, трудно говорить о том, что средств у них недостаточно. А, к примеру, у Финляндии нет нефти и газа. Но благодаря инновациям и производству высококачественной продукции эта страна зарекомендовала себя как технологический новатор во всем мире. Исследование и развитие - вот критерии успеха Финляндии.
Или другой пример – Китай. В январе 2006 года был опубликован доклад «Китайская модернизация – 2005». Выводы из него таковы: стране понадобится 75 лет для того, чтобы стать развитой страной, и еще 20 лет на то, чтобы войти в число десяти наиболее развитых государств в мира. Какими критериями руководствовались китайцы, определяя себе место в лучшей 10-ке? Ученые делали упор на три показателя - ВВП на душу населения, долю сельского населения и отношение сельскохозяйственного валового продукта к общему ВВП. Не уверен, что такой подход эффективен по отношению к Азербайджану и Казахстану, но он весьма полезен для Китая. Ведь эту страну в статистике «тащат» в основном города, а доходы сельского населения крайне низки. Зато опыт китайского подхода нам полезен с точки зрения реальной оценки экономических успехов. Среди критериев не должен быть только ВВП, полезно оценивать также степень модернизированности общества, преобладание индустриального сектора над аграрным, степень урбанизации населения, развитие образования, здравоохранения и т.п. Возможны и непривычные критерии, например, степень контроля экономики авторитарными методами, или достоверность классовой идентификации (осознания принадлежности себя, допустим, к среднему классу европейского уровня) в социальной структуре.
В многонациональном Казахстане эффективно работает еще один весомый показатель – отсутствие межнациональных конфликтов, что всегда симпатизирует росту экономики.
Работа по определению стандартов успеха может начинаться и с других позиций:
- обозначения основных стратегий жизни общества в границах страны и мира;
- выяснения тенденций развития технологий в основных сферах деятельности человека, появления новых видов труда и отмирания изживших себя;
- прогнозирования последствий глобализации как основной тенденции современного мира;
- определения психологического климата, который царит в государстве;
- возможности перестроить у людей внутреннее сознание, поскольку непосредственно от усилий людей зависит все в государстве от начала до конца. Даже самый дорогой автомобиль без водителя не едет. Впрочем, популярно мнение и о том, что успех государства лишь наполовину обеспечивается людьми, а наполовину - внешними обстоятельствами.
Другим открытым вопросом остаются критерии оценки успеха. Можно выделить несколько групп показателей успеха:
- ресурсы - освоение новых технологий, формирование качественного гражданина;
- развитие - стабильность, устойчивость государства;
- финансы - прибыль, капитализация государства.
На самом деле между ними не существует противоречия. Так, рост ВВП может быть одной из целей развития, а стабильность - залогом сохранения уже достигнутых целей. В итоге можно говорить о системе взаимосвязанных критериев, отражающих цели основных групп лиц, заинтересованных в успехе государства. В бизнесе на данный момент современным методом оценки успешности той или иной компании является формирование системы сбалансированных показателей, которая позволяет достаточно полно отразить ее деятельность. Подобный системный подход можно применить в оценке деятельности тех или иных государств.
Интересные особенности можно выделить в формировании «шкалы измерения» успеха. С чем сравнивать достигнутые результаты: с планом, с прошлыми достижениями, с конкурентами? Например, экономические успехи СССР за ту или иную пятилетку сравнивались с успехами Российской империи в 1913 году. А страны, желающие вступить в ЕС, считают фактом успеха страны способность выполнить Копенгагенские критерии, необходимые для членства. Эти критерии недавно были перспективой многих государств Восточной Европы. Критерии требуют стабильности демократических институтов, верховенства права, предусматривают способность национальной экономики выдерживать вызовы свободной конкуренции. Они определяют возможность государства взять на себя обязанности политического, экономического, валютного союзов.
Между тем государство – это еще и инструмент достижения успеха, поэтому с этой точки зрения оно не может быть успешным либо неуспешным. Успешным может быть замысел, и если он реализуется, то он успешен, то есть успех сопутствует людям, населяющим то или иное государство.
И все-таки, для Азербайджана и Казахстана всегда найдутся поводы для оптимизма. «Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться, другие судят о нас по тому, чего мы добились», - так говорил американский поэт Генри Лонгфелло. Динамично развивающиеся благодаря дирижизму страны Азербайджан и Казахстан стали ареной столкновения крупных мировых центров силы. Например, видна заинтересованность Евросоюза, Китая и США в энергоресурсах каспийского бассейна. А это говорит о важности обеих стран и стратегическом характере идущих в них процессов. Казахстан и Азербайджан сегодня становятся критическими точками постсоветского пространства благодаря внешнему геополитическому сюжету. Их способность привлечь масштабные иностранные инвестиции, реализация стратегии транзитных государств, попытки диверсификации поставок углеводородного топлива на мировой рынок и т.д. – все это примеры грамотного и конкретного формулирования приоритетов успешных государств.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ,
Баку - Алматы |
|
Политика
|