№ 31 (155) 21 - 27 ноября 2008 г.

ПОЛИТИКА
/
/
/
 

РОЗА ЖЕКЕБАЕВА:
«ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО С НАМИ В ЭТИ ГОДЫ, МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ СТРАШНЫМ СНОМ»

На пресс-конференции, прошедшей 18 ноября в Алматы, выступили известный по последним нашумевшим процессам в республике (в частности, по делу Кулекеева) адвокат Салимжан Мусин и мать осужденного А. Жекебаева, проходившего по делу об убийстве павлодарского предпринимателя Костанова, Роза Жекебаева.
Роза Жекебаева познакомила журналистов с обращением на имя президента страны, в котором она пишет, что ее сын попал в беду. Правоохранительные органы на протяжении 6 лет не прекращают преследовать ее сына Асанали (в настоящее время он задержан в Австрии). Все, что происходило с ними, членами семьи,  в эти годы, может показаться страшным сном. Асанали был обвинен  в соучастии в заказном убийстве предпринимателя Костанова. По этому делу прошло около десятка разбирательств в Казахстане и России. Нигде и никогда следователи не предъявляли никаких улик и вещественных доказательств. Все обвинения против ее сына и других обвиняемых были построены на оговоре и самооговоре, полученных от обвиняемых под пытками, а также на показаниях свидетелей, которые являются уголовными преступниками или наркоманами. Главный свидетель по данному делу сам в то время находился в местах заключения за убийство. Вскоре после того, как дал клеветнические показания, он оказался на свободе. Женщина просит президента содействовать честному проведению расследования данного уголовного дела.
Адвокат С. Мусин напомнил, что бизнесмен Костанов был убит в г. Павлодаре 18 июня 2001 г. Через год в этом убийстве  обвинен Е. Байсаков,  которому в числе других наших граждан, напомним, казахстанские политики просили предоставить статус беженца на Украине. Обвинены также его племянник А. Жекебаев, М. Лысых, А. Дюсембаев. Адвокат пояснил, что киллером по упомянутому уголовному делу был назначен Максим Лысых. Поскольку на момент суда он находился в России и являлся гражданином этой страны, то материалы уголовного дела в соответствии с Минской конвенцией были переданы российскому правосудию. В сентябре 2003 г. суд присяжных оправдал М. Лысых. Сам адвокат на этом процессе защищал М. Лысых. Он отметил, что сторона обвинения не смогла тогда представить убедительных материалов обвинения. Свидетели на  процессе, представленные стороной обвинения, оказались разбойниками (трое), один вором (или грабителем). Двое из них наркоманы, которых освидетельствовал заслуженный врач России. Врач пояснил суду, что наркоманы в силу своего физиологического состояния не могут ничего помнить о чем-либо в принципе. Один из свидетелей, некто Елюбаев, находился в то время в заключении за совершенное убийство. То есть свидетелям, представленным стороной обвинения, нельзя было верить, и судьи им не поверили.
Кроме того, на месте убийства была найдена шляпа - накомарник, в которой находился киллер, человек, как показали свидетели, кавказской национальности. На шляпе осталась кровь. Экспертиза установила, что кровь  не принадлежит М. Лысых. Орудие убийства - пистолет - так и не было найдено. В настоящее время предполагавшийся убийца М. Лысых является невиновным во всех странах мира. Если он невиновен, то почему вновь обвиняют его «пособников»? Приговор российского суда согласно международному праву должен иметь юридическую силу и в Казахстане, но его здесь вопреки закону и здравому смыслу  почему-то не признают. Однако правоохранительные органы, по мнению адвоката, обязаны вынести постановление о прекращении данного уголовного дела в отношении Лысых по реабилитирующим основаниям в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления.
Однако метание казахстанского правосудия из стороны в сторону продолжается. Г-на Дюсембаева, одного из обвиняемых, в 2004 г. признали полностью невиновным, но в 2005 г., как это часто случается в Казахстане, постановление суда отменили, и 22 августа 2008 г. Павлодарский областной суд вновь вынес постановление о признании его виновным в  пособничестве. В деле есть экспертиза, подтверждающая, что Дюсембаев фактически слепой человек. Один глаз у него не видит совсем, другим - с диоптрией -6,  он может читать только самый крупный шрифт. А следователь Машанло утверждает, что он ездил в Павлодаре на автомашине. Это, мол, может подтвердить свидетель.  Как можно относиться к таким доказательствам? Обвинение доверяет наркоманам и преступникам, но не доверяет свидетелям защиты - родным и близким обвиняемых.
8 ноября 2008 г. Асанали Жекебаев задержан в Вене. Ранее Асанали был осужден к 11 годам лишения свободы, затем по состоянию здоровья он освобожден из мест лишения свободы и выехал на лечение. Причем прежнее судебное постановление в отношении его освобождения отменено келейно, в отсутствие Жекебаева, его адвоката. Власти Австрии, куда обратились казахстанские пинкертоны,  вынесли решение о том, что г-на Жекебаева экстрадировать в Казахстан преждевременно.
У адвоката создается впечатление, что своими действиями правоохранительные органы подставляют страну на международном уровне. В Вене будут рассматривать все документы, в том числе и приговор, вынесенный судом Российской Федерации. И тогда возникнет вопрос: почему Казахстан  нарушает международное право? Известно, что международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Правоохранительные органы и сегодня утверждают, что в случае приезда оправданного г-на Лысых в Казахстан он будет задержан. Адвокат считает, что всех граждан, так или иначе связанных с убийством Костанова, умышленно втянули в это дело вновь. Адвокат полагает, что причина убийства кроется в коммерческой деятельности Костанова, который оказался большим задолжником российских предприятий, проводил операции с несуществующими компаниями и т. д. Через его компанию при Павлодарском химическом заводе проводилась масса операций, но он не был специалистом в области того производства, которым занимался. Ревизия, когда началась приватизация завода, выявила массу нарушений, и все это замыкалось на г-не Костанове. Эти факты есть в материалах уголовного дела. Кому-то выгодно было направить уголовный процесс в сторону г-на Байсакова. Адвокат считает, что в уголовном деле присутствует какая-то неуголовная составляющая, которая в настоящее время играет важную роль.
Адвокат С. Мусин, отвечая на вопросы журналистов, неохотно рассказал и о том, что за ним постоянно ведется слежка. Ему приходилось задерживать и сотрудника правоохранительных органов, и в день проведения пресс-конференции он задержал неизвестного гражданина, который имел специальную аппаратуру для слежения и контроля за его действиями. Что это за человек, выясняет полиция. Выяснит ли? Салимжан беспокоится за свою семью, за членами которой также ведется постоянная слежка. Его сын даже сфотографировал ту автомашину, которая постоянно преследовала их. Видимо, кому-то не нравятся активные действия адвоката. Он также сообщил, что доволен тем, что на суде по делу Ж. Кулекеева стороне защиты удалось отбить обвинение во взятке. По другим эпизодам он намерен обжаловать приговор, вынесенный районным судом, в коллегию по уголовным делам городского суда г. Астаны.
Владимир Воевод

Политика

 

Сайт управляется системой uCoz